Поэт Тамара Лизуро публикует сборник своих стихов, в преддверии этого радостного события мы говорим о бессознательном служении Богу, системе образования царских особ и о том, что творческим человеком можно быть даже на работе в строго регламентированной банковской структуре.
— Тамара, у вас есть основная тема творчества? На какие темы получается чаще писать?
— Безусловно, двигатель любого творчества — любовь. Эта тема — вечна и наиболее продуктивна. Так уж повелось. Еще я очень люблю пейзажную и городскую лирику. На эти темы у меня тоже много стихов.
— Долго ли готовилась книга стихов, которую вы собираетесь опубликовать?
— Если смотреть материал — то лет пятнадцать. Но это не было осознанной подготовкой книги. Я просто накапливала материал. А сейчас чувствую в себе силы поведать обо всем миру! (Улыбается)
— Ваши родители знают о вашем творчестве? Какие у вас отношения?
— Да, конечно, родители знают о том, что я пишу. Некоторые произведения я даже декламирую и посвящаю им. Надеюсь, что они мной гордятся. Ну, или по крайней мере тихо радуются. Мои родители относятся к замечательному поколению, которое прожив всю свою жизнь по совести, было уверено, что они — однозначные атеисты… Хотя на самом деле, вся их жизнь — это бессознательное служение Богу. Только в те далекие времена слово Бог подменялось кучей самых разных слов — партия, коммунизм, общество и прочее.
— Часто родители сразу дают понять ребенку, что место для творчества в жизни где-то у пенсии… Сперва образование, работа, семья. А как должно быть?
— В современных тенденциях воспитания детей много перекосов. То вначале пути ребенка, чуть ли не в 3-6 месяцев «педагоги» рекомендуют посещать различные дошкольные заведения, развивающие студии, где ребенку, по их мнению, прививают чувство прекрасного. Потом резко, сразу после поступления в школу, все дополнительные творческие студии резко попадают в категорию факультативных, и акценты смещаются в пользу обязательных предметов. Я думаю, истина где-то посередине. Мне очень импонирует система образования царских особ: они одинаково ровно изучали и гуманитарные науки, и точные, и не гнушались вышивать крестом, ездить на лошадях и писать маслом. Надеюсь, при воспитании моей дочки Варвары мне удастся соблюсти некий компромисс.
— Осень, время когда с вами происходит что?..
— Осенью со мной происходят сезонные метаморфозы (улыбается). Это моя пора. Я люблю ею вдохновляться. Да. Наверно, именно осенью на меня нисходит особое вдохновение.
Цыганка-осень.
Позолотила осенью цыганка
Ладонь ветвей — дрожащий теплый лист.
Ей роль красивой дерзкой самозванки
Дается вновь, как лучшей из актрис.
Наряды пестрые бесстыдно примеряет.
И бус рябиновых неконченая нить
Из года в год собою вдохновляет
Поэтов и художников творить.
Шуршат подолы из опавших листьев,
А звездных глаз шальное озорство
В ночи сольется с поднебесной высью,
Мерцая как богемское стекло.
И в табор лето песнею уводит.
Лукаво шепчет на ухо ветрам:
«Цветастость нынче в воздухе и в моде.
А лето через год само вернется к вам…»
— Бывает ли фальшивое счастье? Что приносит счастье в вашу жизнь?
— Думаю, что нет. Бывает так, когда собственной фальши необходимо и достаточно, чтобы якобы чувствовать себя счастливым. Счастье — чистое и честное состояние. Оно заведомо не может быть фальшивым. Это как камертон. И если рояль твоего сердца не попадает в ноту, проблема не в камертоне, а в твоем рояле и в тебе, как пианисте. Согласны?
Отвечая на вторую часть вопроса, скажу, что не счастье приносит в мою жизнь что-то, а я сама приношу в свою жизнь свое же счастье. Надеюсь, это умение будет со мной до последнего вздоха, я научилась чувствовать счастье практически в любом состоянии. Это то, чему нам стоит поучиться у своих детей.
— Почему так часто воюют мужчины и женщины? В чем тайна гармонии между ними и возможна ли гармония?
— Я не достигла каких-либо успехов в вопросах гендерного братства. Правда. Это, если хотите, для меня открытый вопрос. Сейчас много написано и издано про проблемы эпохи Кали-Юга, про безвременье, про подмену ролей мужчина-женщина. Тут я — обычная ученица. Читаю, что-то усваиваю, что-то не поддается моему восприятию. И, конечно же, воюю… Надеюсь, в ближайшее время сложу свое оружие и белый флаг моей фаты ознаменует перемирие. Не временное. (Улыбается)
— Ваше любимое стихотворение? И расскажите, как оно родилось.
— 90% моих стихов рождаются в самых неподходящих для этого местах — в метро или по пути куда-нибудь… Это стихотворение не исключение. Люблю его за быстроту рождения и точное попадание.
Автопортрет.
Мыслеформа без формы,
Цели нет в перспективе…
Я излишне устала
Быть предвзято-строптивой…
Я внутри, словно губка —
Все до капли впитаю…
Но снаружи, как воин —
Я из бронзы литая...
Не понятно — где мягко,
Не известно — где прочно,
Где — умом выживаю,
А где — мыслю порочно..
Метафизика, видно,
Все же — псевдо-наука…
Бронза плавно стекает
В твою теплую руку…
— За что в жизни стоит бороться? А что должно происходить само по себе?
— Это очень сложный вопрос. И я до сих пор на него не нашла ответа. Скажу так: я борюсь в течение всей своей жизни, но при этом допускаю, что все происходит само по себе. На эту тему есть замечательная книга Трунгпа Чогьям Ринпоче «Шамбала. Священный путь воина». Почитайте.
— Вы читаете свои стихи публично? Можно ли их услышать, а не прочесть?
— Да. Я тренирую свои ораторские способности. Было несколько творческих вечеров, как персональных, так и в формате поэтических батлов. Мне нравится такой формат взаимодействия с людьми. Обо всех моих публичных читках можно узнать на моей странице в контакте.
— В обыденной жизни какой профессией вы занимаетесь? И почему вы стали ей заниматься?
— В обыденной жизни — звучит, как в миру… Для меня вся моя жизнь — одна. Я не делю ее на важную часть, очень важную и не важную. Везде — это я.
Я руковожу отделом в одном российском банке. И очень люблю свою работу и своих коллег. Не смотря на то, что я даю интервью перед публикацией своей книги стихов, скажу, что творческим человеком ты можешь быть абсолютно везде. Даже на работе в строго регламентированной банковской структуре. Чтобы заниматься тем, чем я сейчас занимаюсь, потребовалось всего лишь тринадцать лет практики и два высших образования. Чем не творческий путь (улыбается)?