Екатерина Бабабекова — актриса театра и кино, член Гильдии актеров кино России, лауреат всероссийских и международных фестивалей в номинации «Художественное слово», педагог по сценической речи в ЦДТ «На Вадковском».
— Екатерина, вы пять лет поступали в театральный, вероятно, многие люди бросили бы это уже на второй год. Откуда такая целеустремлённость и настойчивость?
— Дело в том, что я всегда знала, чем буду заниматься в этой жизни. Дарить людям радость — это мое призвание. В нашей жизни и так много негатива, а мне хотелось бы дать окружающим тепло, которое всем нам просто необходимо. Гоголь сказал: «Театр — это кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Я с ним полностью согласна, это мой девиз в творчестве. А что касается целеустремленности, то я всегда стараюсь начатое дело доводить до конца. Делать что-то наполовину — это не в моем стиле.
— В студенческие годы вы часто работали на двух работах. Трудно ли было совмещать работу с учебой? Что из того времени оставило самый радостный след в жизни, а что самый грустный?
— Трудновато было только во время сессий, так как лекции начинались в 9:00 утра и экзамены могли поставить на 9:30 утра. Приходилось договариваться с педагогами, с начальством на работе. Хорошо, что еще не перевелись понимающие люди. Старалась находить со всеми общий язык.
Радостными моментами можно назвать те дни во время учебы, когда я понимала, что происходит творческий процесс. Например, мы делали литературную композицию по русским сказкам. Читали эти сказки на разных говорах, диалектах, с иностранными акцентами. Это было здорово!!!
К сожалению, на курсе была страшная текучка: народ приходил, уходил, количество людей было шесть человек, но за время учебы состав однокурсников менялся, я не успевала привыкать к людям. И это было грустно.
— Какие отношения сложились с вашим преподавателем Владимиром Алексеевичем Поляковым ? Что было самым удивительным в обучении?
— С Поляковым меня познакомила актриса музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгения Афанасьева, мы с нею вместе учились когда-то в одной школе, в параллельных классах.
Владимир Алексеевич — прекрасный педагог, ученик М.О.Кнебель и А.А.Гончарова. Все что я сейчас умею, как актриса — это его заслуга. Он был очень терпеливым педагогом, если у меня что-то не получалось, он всегда мне твердил: «Дорогу осилит идущий. Главное — делай…»
Благодаря ему я приобрела уверенность в себе. Он передо мной сразу поставил высокую планку в актерско-режиссерском деле, с которой я не имела права съезжать вниз. Он научил меня подробному анализу роли, пьесы. Он советовал мне много читать и конспектировать прочитанное, ходить по музеям, узнавать больше историю театра.
Он научил меня «любить подробности, мелочи». Мы с ним разбирали стихи буквально по строчкам. Он говорил: «Выходя на сцену, актер для себя должен ответить на «волшебные вопросы»: что? где? когда? зачем? почему? с кем? и как? Если ты хотя бы на один вопрос не ответила, ты не имеешь права находиться на сцене». Или: «Какую телеграмму ты пошлешь в зрительный зал? Что ты хочешь сказать зрителю? — Вот что важно!..»
Теперь, когда я берусь за очередной чтецкий материал, могу длительный период времени сидеть в читальном зале библиотеки и изучать биографию автора, максимально узнавать о проблеме, которая рассматривается в произведении. Например, когда я работала над спектаклем «Марфа» по произведениям Е.Замятина «Русь» и Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», мне пришлось залезть в историю русского купечества, изучить биографию и творчество Б.Кустодиева. Это все очень интересно.
Поляков — неординарный человек, у него всегда непредсказуемые режиссерские решения, здоровое чувство юмора. Он мне дал много, как педагог. Благодаря ему я развилась не только как актриса, но и как личность. Я судьбе очень благодарна, за то, что он встретился на моем пути.
— С кем вы сегодня сотрудничаете или все спектакли ставите самостоятельно?
— Сейчас я активно сотрудничаю с Людмилой Тимофеевной Поповой. Мы с ней познакомились при поступлении в театральный. Она режиссер с большим стажем, работает в ДК «Северный», с детьми. Мы сразу с нею нашли общий язык и сделали уже два моноспектакля: «Вечер русских сказок и былин», куда вошли сказки Степана Писахова и русская былина «Садко», и моноспектакль «Марфа» по произведениям Е.Замятина «Русь», и Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», о котором говорилось выше. Оба спектакля — участники фестиваля «Театральная весна» 2011 и 2012 годов. Спектакль «Садко» стал лауреатом этого фестиваля в номинации «Поэтический спектакль» (малая форма).
После такого успеха я стала активно участвовать и в других всероссийских и международных фестивалях, в номинации «Художественное слово». Готовиться к фестивалям мне помогает все та же Людмила Тимофеевна. У нас очень разнообразный чтецкий материал — это и проза Пушкина, и стихи Самойлова, и Лермонтова, и те же сказки Писахова.
Людмила Тимофеевна — человек-оркестр: она и танцует, и поет, и пишет стихи, и ставит в школах «Последние звонки», отличный режиссер, и замечательная актриса. Она сразу нашла ко мне подход, мне с нею очень удобно сотрудничать. Надеюсь, что это взаимно. Каждый раз наши репетиции проходят на веселой нотке. Мы с нею дополняем друг друга в творческом плане: я знаю «что», она знает «как». Людмила Тимофеевна, так же как и Поляков, умеет находить непредсказуемые ходы в режиссуре. У нее никогда не бывает банальщины. А это очень важно в актерском мастерстве. После репетиций мы обе устаем, но эта усталость приятная, так как мы с нею не стоим на одном месте, а стараемся развиваться, у нас всегда царит творческая атмосфера.
Все-таки мне очень везет на людей, на встречи. Я благодарна судьбе за то, что свела меня с «моим режиссером». Ведь для актера просто необходимо найти именно «своего режиссера». Я и сама пытаюсь что-то делать самостоятельно в режиссерском плане. Например, я сделала литературно-музыкальную композицию «…И в День Победы нежной и туманной» на военную тему. Туда вошли: стихи Ахматовой, Берггольц, Симонова, проза о войне Паустовского, Зощенко. Я с этой композицией выступаю перед ветеранами. И еще чтецкую программу по стихам Есенина «В саду горит костер рябины красной», к 115-летию поэта.
— Ваша мама не воспринимала творческую профессию, как приемлемую для жизни. Через столько лет она изменила свое мнение или нет?
— По-моему, она до сих пор считает, что я занимаюсь баловством. Хотя, когда я выигрываю очередной фестиваль и приношу в качестве награды диплом с кубком, она меня поздравляет и говорит, что я — молодец. И когда сериалы с моим участием показывают по ТВ, она начинает обзванивать всех своих знакомых и родственников и говорит им, чтобы они срочно включали телевизор и смотрели. Ее можно понять, она боится, что я не смогу заработать себе на хлеб, ведь актерская профессия очень не постоянная — сегодня есть работа, завтра ее уже нет.
— Искусство художественной речи, ораторское мастерство, мастерство общения — и это лишь малая часть тренингов и курсов которые вы прошли. Учеба — процесс бесконечный. А чему вы сейчас учитесь?
— Учусь у своих учеников непосредственному и живому общению, ведь дети считаются самыми талантливыми актерами. Продолжаю учиться общаться с другими людьми. По моим наблюдениям, люди разучились разговаривать, слышать и слушать друг друга, отсюда и непонимание, одиночество. Каждый хочет, чтобы другие люди шли ему навстречу, причем сам встречный шаг человек делать не хочет. Я всегда стараюсь первая идти навстречу: первая здороваюсь, первая посылаю смс-поздравления, первая знакомлюсь с людьми. Учусь взаимодействовать с этим миром.
— Как вы пришли к педагогике? Для вас это призвание, любовь?
— Поступив в театральный, я очень серьезно подошла к учебному процессу: я скупала оптом книги по сценической речи, изучала статьи разных авторов. Сравнивала методики разных педагогов. Очень много почерпнула для себя информации от таких мастеров как Е.Ласковая, А.Бруссер, В.Галендеев, Ю.Васильев.
Поняв основные законы, принципы сценической речи я начала пробовать себя в педагогике. Я работала с разными возрастными категориями от пятилетних детей до взрослых. Было очень интересно работать с представителями разных профессий: поэтами, педагогами, бизнесменами, даже была одна экскурсовод из музея Храма Христа Спасителя, ей нужно было поставить дыхание.
— На каком фундаменте нужно строить отношения между учителем и учеником?
— На доверии, на взаимном уважении, на взаимопонимании, на индивидуальном подходе к каждому ученику, на желании с обеих сторон чему-то научиться, на самоотдаче. Мне в русском языке всегда нравилась приставка «со» — сотрудничество, содружество, сотворчество.
Мне Владимир Алексеевич Поляков смог в свое время объяснить, что любому делу нельзя научить, но можно научиться, и что очень важен процесс учебы, без него не будет результата. Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя. Сейчас я пытаюсь донести это до своих учеников, но порою до них очень трудно достучаться. Все хотят сразу быть звездами, иметь поклонников, аплодисменты, цветы и т.д. Но это все — результат!!!
— Вы зовете своих учеников крутышками, они крутые?
В какой-то степени они «крутышки». Сейчас я работаю в ЦДТ «На Вадковском». Я занимаюсь со старшеклассниками 123-ей школы. Эта школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла средствами театрального искусства. Веду у школьников предмет «Сценическая речь».
Эта школа находится в центре Москвы, недалеко от театра им. Маяковского. Здесь дети обучаются актерскому мастерству, сцендвижению, хореографии, сценречи, вокалу. В школе есть театр, в котором дети играют серьезные пьесы. Тут очень часто проходят встречи с педагогами театральных ВУЗов, с актерами, проводятся мастер-классы по специализированным предметам.
Дети съезжаются в эту школу со всей Москвы и Подмосковья. Очень многие хотели бы здесь учиться. При поступлении в эту школу дети проходили серьезные прослушивания по актерскому мастерству. Когда я об этом узнала, я стала учеников называть «крутышками». Я даже игру такую придумала: если у детей получаются упражнения. которые я им даю, тогда они «крутышки», а если на занятиях они ленятся, «сачкуют», тогда они сразу же у меня становятся «морковками». Я им полушутя всегда повторяю: «Будьте «крутышками», не будьте «морковками». Дети сразу приняли эту игру и, по-моему, она им нравится.
— У вас есть любимчики? Есть ученики, которыми вы гордитесь?
— Любимчиков нет. Заводить любимчиков — это неэтично. Есть ребята более способные, есть менее способные, но большую роль здесь играет трудолюбие и настойчивость. В каждом человеке скрыта искра таланта и моя задача, как педагога, помочь ее раскрыть. Многие дети в этой школе участвуют в фестивалях, в конкурсах в разных номинациях и я всегда за них искренне радуюсь, всегда их поздравляю с победами. Конечно, горжусь ими, ведь их победы в какой-то степени это и мои победы.
— Умение говорить — это ведь не только работа с дикцией и комплексами… Развитие речи может психологически помочь? И как?
— Речь — это не только способ передачи какой-либо информации, это еще и взаимодействие с окружающим миром. Если бы люди умели договариваться между собой, было бы меньше конфликтов, войн, ненависти друг к другу. Порою разговариваешь с человеком, казалось бы, на одном языке, но он не понимает тебя или не хочет понять. Каждый старается «тянуть одеяло на себя», отсюда и обиды. Всем людям необходимо научиться слышать и слушать друг друга. Иногда только взгляд может сказать больше, чем слово. Слово — это звукоряд, действующий на поведение человека. А в актерском мастерстве слово — это всего лишь причудливый узор на канве действия. Человек может сказать: «Я тебя ненавижу», но с такой интонацией, в которой слышится: «Я тебя люблю». Важно — услышать эту интонацию. Этому непросто научиться, так как очень часто люди слышат только то, что хотят услышать, иногда они даже не слышат самих себя. Люди изучают иностранные языки, но часто не могут договориться на своем родном. И это грустно.
— Быть актрисой или быть преподавателем — что для вас интереснее?
— В первую очередь я, конечно, актриса. Находясь на сцене, я ощущаю энергетический взаимообмен со зрительным залом. Невозможно передать словами то чувство, когда люди, слушая стихи или прозу на военную тему в моем исполнении, вытирают платками искренние слезы, так как их эта тема хватает за живое. Когда я, читая детям русскую былину «Садко», на вопрос от лица Садко: «А похвастать или не похвастать мне своей бессчетной золотой казной?», слышу в ответ из зрительного зала детский хор: «Похвастать!», я понимаю, что умею держать внимание зрительного зала, что с каждым годом я осваиваю актерское мастерство все больше и больше. Ведь каждый выход на сцену — это как экзамен. В моем случае партнером по сцене является сам зритель, у меня нет четвертой стены, как в драматическом спектакле. И когда я понимаю, что диалог со зрителем состоялся, я получаю от этого наслаждение.
С другой стороны, когда обладаешь практическими навыками актерского мастерства и редким на сегодняшний день искусством «Художественного слова», то появляется желание поделиться этими знаниями с другими людьми. Это передача своего опыта и надежда на то, что кто-то продолжит твое дело, дело таких мастеров как Александр Закушняк, Дмитрий Журавлев, Эммануил Каминка.
— Какие, на ваш взгляд, у вас самые интересные роли в кино? Расскажите о них.
— В декабре 2012 года на меня вышли студенты ВГИКа, ученики Алексея Учителя. Они мне предложили сняться в короткометражке. На меня написали сценарий, снимали полгода. Фильм получился документально-художественный. Очень хорошая для меня школа относительно актерского мастерства. Фильм называется «Катюша», режиссер Влада Санду.
А еще летом 2013 года мне посчастливилось работать в одном кадре с Жераром Депардье. Это был сериал «Зайцев+1» 3 сезон, 2 серия. Так случилось, что я попала на эти съемки без кастинга. Мне просто позвонили поздно вечером, сказали что для съемок срочно требуется актриса моего типажа, что я буду играть проводницу поезда и чтобы я завтра утром приехала на Киевский вокзал. Подробностей никаких не было.
На следующее утро, в 7:00 я была уже на съемочной площадке. Меня сразу повели переодеваться, гримироваться, всучив мне листочек со сценарием. На листочке было всего лишь пара реплик и пометка: «Жора хватает проводницу и целует ее по-брежневски». Я у гримера спрашиваю: «Кто играет Жору?», а она мне спокойным голосом отвечает: «Жерар Депардье. Он сейчас в соседней гримерке готовится». Честно говоря, я ей не поверила и не верила до последней минуты, пока режиссер меня сам не подвел к мсье Депардье и не представил ему меня лично.
Перед съемками мы еще репетировали «звездный поцелуй» и было несколько дублей — это не потому что у нас ничего не получалось, а потому что у режиссера было несколько вариантов этой сцены. Депардье оказался очень чутким человеком. Для него самое главное, чтобы партнеру по сцене было удобно. У меня эмоции зашкаливали!!! После съемок я еще пять ночей не спала!!! Это большая удача находиться с таким мастером, мировой звездой, на одной площадке, в одном кадре.
— Каждый актер имеет «роль мечты», у вас она какая?
— Для меня главное, чтобы сценарий был качественный, понимающий режиссер и творческая атмосфера на съемочной площадке, да и роль чтобы была яркой, запоминающейся не только для меня, но и для зрителя. Мне очень близка классика — Гоголь, Островский, Чехов. Хотелось бы сыграть отрицательную роль, это очень сложно, но интересно оправдывать неадекватные поступки человека. Ведь у каждого своя логика, свой взгляд на жизнь. А мне в основном дают играть комедийных теток. Мне бы хотелось экспериментов.
— Жизнерадостность — это ваше природное свойство или профессиональное? Как и где научиться улыбаться каждый день?
— Риторический вопрос… Наверное надо в каждой неприятной ситуации находить юмор, пытаться жить в «здесь и сейчас», воспринимать каждый день жизни, как подарок, радоваться каждой мелочи. Если ты сегодня что-то узнал или чему-то научился, значит, день прожит не зря. Если в вашей жизни наступила «черная полоса», надо помнить, что «и это все пройдет». Без плохого не бывает хорошего.
— Ваши пожелания человечеству!
— Удачи всем!!!