Уже не секрет, что скоро выходит новый альбом «Электропартизан». Зная любовь Вадима Курылёва к символам, педантичную любовь, я бы сказал, интрига ожидается во всём – от названия пластинки (пусть так, немного винтажно) до литературной архитектуры и музыкального наполнения треков. Поклонникам явно есть, за что торопить время.
Вообще – альбом группы – это сложносочиненный промежуточный итог, реплика, дающая оценить накопившиеся претензии к себе и не только, это вызов обстоятельствам – внутренним и внешним. Очередной альбом – всегда риск для мотивации и ловитва грядущего вдохновения.
Его ждут ценители, недоброжелатели, критики и рандомные меломаны: каждый со своей задачей, со своей необходимостью, ради своей особенной цели. Нынче же – для «Электропартизан» выход нового альбома не столь важен, сколь необходим; само время дарит жестокую, неблагодарную, но, счастливую, тем не менее, возможность творить, существуя на острие. Оттого послушать «новости» от Курылёва и Ко мне лично – крайне любопытно. Не только потому, что присущая группе (и, во многом, ламповому «русскому року») манера urbi et orbi подразумевает лирическое осмысление настоящего куда более, чем глобальной временной абстракции. Но и потому, что абстракции этой в нынешнем мире нашем куда меньше, чем даже пару лет тому. И подоплёк искать не стоит, тексты «партизан» говорят сами за себя. Проживая эпоху перемен, несомненно, Курылёв сотоварищи будут говорить со многими из нас на одном языке. Что уже само по себе замечательно.
Однако, пока новый материал группы не обрел законченную форму с обложкой, позволю себе некоторые мысли относительно «Стекла и стали», последнего на сегодня студийного альбома «Электропартизан».
Понятно, что Вадим Курылёв, лидер «партизанского движения», большое внимание уделяет текстам. Такой расклад в отечественной рок-парадигме – практически норма. У Курылёва тексты качественные, злые, честные, без слюней и ретуши. Потому, вдогон – веришь и его музыке. Ниже о ней поговорю отдельно. А начну с текстов.
По-хорошему, «Стекло и сталь» – альбом с изрядной претензией. Уже острое, режущее плоть и слух название говорит о содержимом, которое обещает быть тонким и беспощадным. И абсолютно прозрачным, обнаженным, касаемо смыслов и переживаний. Так, в принципе, и есть.
Непосредственно в песне, давшей название альбому, на мой взгляд, не слишком много вербальных находок. Не много – по сравнению с остальными тринадцатью треками. Возможно, сделано это умышленно – песня с претенциозным названием – неплохой вариант для обложки. Хотя, не все так просто. В нём другое – кажется, тот самый ключ к небу, которого нет. Парадоксально, согласен.
Тем не менее. Литературно – практически все тексты альбома построены на аллюзии и изрядной доле оксюморона. Здесь органичны, уместны, акцентны и бумажный кораблик и миллионы доносов, и генералы песчаных карьеров. Дальше… А дальше – а дальше – всяко!
«Мой город» вспыхивает, как положено первому треку – динамикой, бодрыми парадидлами и агрессией, хотя, скорее давлением. Их (подобных качеств) во всем альбоме изрядно. Хоть тут, подобная выразительная модель, больше – стандарт, нежели исключение. И шифры… Не всё понятно умом, но музыка, в конце концов не про ум.
Где как не в рок-песне взломанное время оказывается на собственной оси? Но звучит (не читается, именно звучит) смело! Или «кровь не видна на флаге цветов его судьбы» для читающего ока – загадка, но для внимающего уха – интерес. Продолжать можно долго, каждая строчка имеет шанс быть выложенной под микроскоп литературной критики.
Мне понравился блокадный пепел, укрывающий траншеи современной войны. Понравилась река сквозь дамбы и стихи. Что поделать – Курылёв этот ландшафт с рождения впитал. Не самый плохой маркер, скажу.
Альбом довольно ровный в плане набора эмоциональных оборотов. Не все они равно деятельны; «В дешевом блеске» время настолько изнасиловано формой его восприятия, что мне лично хочется закрыть окно раз и навсегда. что мне лично хочется закрыть окно раз и навсегда. Интересно сосуществование в альбоме рядом – рока бомбоубежищ и послевоенного рэпа. Пусть это будет совестливой задумкой автора. Ну, и Бродский И.Б. «Если нет света, зачем тебе литература (Зачем тебе солнце если ты куришь Шипку). Еще немного – и Шолохов со своим черным солнцем проявится…
Опускаться дальше, в глубины альбома можно и нужно и слушателям, и случайным, и преданным. Обращаясь к источнику, хочу чуточку о пасхалках. Четырнадцать треков альбома весьма коррелируют с четырнадцатью словами в песне «Горожане прозрачных стен». Кто в теме числа четырнадцать – поймёт быстро. Уточнять по известным причинам не стану – кто алчет – гугл в помощь.
Теперь о музыке. «Дикая охота на троллей» очень напомнила сплиновский «Время начинать матч». «Прыгнуть в огонь» и «Маленькое облако» – опыт Вадима в ДДТ…
В «Стекле и стали» мне вероятен поиск и отчасти обретение «золотого сечения» в первую очередь — вербального, в текстах. Но… В альбоме крайности исключают цветовой спектр, тем они обретают актуальность, но, пожалуй, утрачивают «чувство над». А оно важно в любом творчестве.
Чем ближе конец империи, тем ложь становится экстремальней. Это правило в последнее время стало подтверждённой истинной. Музыка, средство безвольное, но побуждающее волю, становится всё актуальней и необходимей. Потому альбом «Электропаритизан» «Стекло и сталь» считаю обязательным к прослушиванию, и, что не менее важно, – к обсуждению.
Михаил Тенников