Существуют ли еще спектакли о вечных ценностях? Все ли возрасты покорны искусству? А еще… Как правильно подать информацию, заинтересовать клиента, представить проект в выгодном свете, распознать ложь в поведении собеседника, в конце концов, показать себя на собеседовании? Об этом рассказывает художественный руководитель театра «Анжер» Annie J. S.
— Давайте знакомится с читателями! У вас такое необычное имя…
— Мое настоящее имя — Ирина. Annie J. S. — это творческий псевдоним. Если есть желание в обращении писать именно псевдоним — я только за. Читается, как Эни, с ударением на первую букву и на русский не переводится.
— Annie, сколько уже существует ваш музыкальный театр «Анжер»?
— В моей жизни Музыкальный театр «Анжер» существует уже пять или шесть лет. Все проекты, идеи, написанные песни и задумки к спектаклям, собранные за это время (а их больше 40) подбирались таким образом, словно театр уже существовал. Как часто бывает в жизни, мысленная проекция материализовалась сама собой в сентябре 2016 и уже в октябре стала официальной компанией. Итого, на данный момент нам официально нет еще и года. Когда я говорю — сама собой, я имею в виду случайное (не случайное!) стечение многих обстоятельств, которые сошлись в одной точке. Я закончила театральную академию, Ирина (нынешний коммерческий директор театра) закончила высшую школу менеджмента и мы подумали «А почему не свое дело?». Сначала посмеялись, а потом оглянулись вокруг и оказалось, что почти всех людей, которые нам нужны для старта театра, мы уже знаем. Так что от части «Анжер» еще и дружеско-семейный театр.
— Какие спектакли идут в театре?
— Мы стартовали спешно, чтобы успеть к Новому году, поэтому самыми первыми спектаклями были детские новогодние «Вельветовый кролик» (3+) и мой дипломный спектакль «Мышь Гликерия и Новогодняя ёлка» (6+). Сейчас мы сохраняем и младшую аудиторию, так как они наши «вдохновители», и расширяем горизонты. «Девочка Ищет отца» уже рассчитана на школьников от 7 лет и старше, а спектакль «Виз — пришелец из космоса» мы рекомендуем в первую очередь ребятам от 10 лет и старше. В планах и совсем взрослые спектакли, но несколько непреложных правил сохраняется для всех возрастов: в спектаклях нет и никогда не будет пошлости и грязи, обнаженки и прочих «инновационных сценических решений». Спектакли всегда имеют либо хороший конец, либо конец, дающий надежду. Сверхзадача спектаклей всегда обращена к вечным и позитивным ценностям — семье, дружбе, чести, любви, вере (не только и не столько религиозной, сколько вере в чудо, в мечту, но ведь в правильном понимании и то и другое — родственные понятия). Именно поэтому даже взрослые наши спектакли, скорее всего, будут иметь рейтинг 12+, но мы очень хотим привлечь и взрослых людей, чтобы достичь нашей миссии.
— Какова атмосфера вашего театра?
— «Анжер» — это «маленькая страна». Это место, где сбываются мечты. Сейчас это касается героев наших спектаклей и нас самих, но мы изо всех сил стремимся прийти к тому уровню, когда мы сможем исполнять и мечты наших зрителей — об этом чуть подробнее позже. Конечно, стоит взглянуть на наши афиши, и станет понятно, что в «Анжере» преобладает средневеково-сказочная атмосфера. Мы работаем с самым сложным направлением — со временем на сцене. Мы говорим о том, что происходит сейчас через героев, живущих в других временах. Мы стараемся соединить все лучшее из нынешнего дня и из дней прошедших. Наша сфера — это легенды, сказки и полусказки, приключения во времени или хорошие добрые истории из прошлого. И мы намерены сохранять эту атмосферу не только в спектаклях, но и во всех проектах нашего театра: экскурсии, вечеринки, выпускные, дни рождения, фестивали. Не даром ведь на логотипе театра Замок и Пегас.
— Расшифруйте названия «Анжер» и «Камелот»?
— Мы часто слышим вопрос: «Почему „Анжер“? И что это, вообще, такое?» Давным-давно, целых двадцать лет назад, жили-были дети, которые в свои одиннадцать лет обожали приключенческие книжки. Во многих из них встречался старинный французский город, где происходили невероятные события, о которых можно было только мечтать. Погони, дуэли, интриги и спасения прекрасных дам, дружба и верность, отвага и благородство, счастливое детство в замках и игры ребят в окрестных лесах, захватывающие королевские охоты и даже встречи с единорогами и драконами — все это происходило в городе Анжер, что в долине Луары. Прошло время, дети выросли, забыли, как играли в герцогов и рыцарей, да и город уже много лет переименован в Анже. Но ведь так не бывает, чтобы целые годы исчезали бесследно. Вот он и всплыл таким образом. Для меня это то самое место, где живет детство с широко раскрытыми глазами.
«Камелот» же появился чуть позже. Мы долго ломали голову над названием театральной студии при нашем театре и, наконец, поняли, что если мы сами уже «живем в Анжере», то и детям, которые учатся, чтобы прийти в мир театра, в мир мечты тоже нужен Свой город. А что может быть лучшим местом для обучения вере в мечту, чем Камелот?
Мы немного идеалисты, точнее, наверное, я идеалист и вижу всех через призму своего идеализма. Я уверена, что ребенок, игравший в детстве в рыцарей и драконов, видевший и впитавший в себя хотя бы часть понимания мечты, благородства, красоты, волшебства (будь то Король Артур, Гарри Поттер, Богатыри или Супермэн) никогда не сможет стать злым человеком. А если все дети вырастут не злыми, то откуда же будет взяться войне или нечистому на руку политику? Идеализм? Конечно, но зачем жить, если не иметь высокой мечты?
— И все же для кого именно создана эта студия?
— Чаще всего студии создаются для детей, чтобы научить их новым навыкам. Конечно, у нас есть детские группы, и мы будем набирать еще, будем расширять студию, так как мы стараемся заложить зерно именно в сердце ребенка, но ведь очень часто ребенку не хватает примера рядом в виде взрослого человека.
Мы открыты для подростков, взрослых и даже пенсионеров! И мы очень хотим найти тех самых взрослых, которые захотят у нас учиться вере в мечту через музыку и театр. Я уверена, что такие есть!
Кто-то вынужден работать в офисе, но хочет на сцену, кто-то в детстве мечтал «работать Мадонной», но родители сказали «хватит страдать ерундой» — пригласить этих людей учиться театру сейчас, когда никто им не указ, так как они взрослые, разве это не исполнение мечты? Разве не есть исполнение мечты пригласить в студию бабушку, которая хотела всю жизнь просто научиться петь, а теперь под старость считает «да куда уж мне»? Куда? К нам!
Так как если у человека есть мечта — она должна быть исполнена.
Со временем мы хотим серьезно расширить возможности студии и открыть лекторий для взрослых и пожилых людей, читательский и зрительский клубы — так же и для детей, и отдельно для взрослых.
Я абсолютно точно уверена, что сейчас где-то есть человек, который смотрит на жизнь и видит ее серой и беспросветной, т. к. ему не хватает Творчества или творческой самореализации, фантазии, он часто ловит себя на мысли «Хочу снова быть ребенком». Человек, если ты это читаешь, приходи к нам! С наших спектаклей, правда, выходят взрослые и говорят: «Вы на час вернули меня в мое счастливое детство», а ведь в «Камелоте» преподают те же люди, которые создают это чудо на сцене. Мы верим, что ничто сегодня не нужно людям так, как вера в мечту и надежда, значит об этом нужно говорить со сцены и этому учить.
— Кто может прийти учиться?
— Как говорила выше — от 6 лет (хотя у нас есть ребята 4 лет, занимающиеся с шестилетками) до 99 и старше.
— Расскажите про студию «Камелот» подробнее… Какие занятия проводятся?
— Сейчас открыт пробный двухмесячный курс актерского мастерства для детей от 6 до 10 лет. Летом мы будем проводить экспресс-курсы на различные тематики, как для взрослых так и для детей, с сентября откроем полный годовой курс актерского мастерства, пластики, сценической речи, подготовки к поступлению в творческий вуз, теории музыки, вокала и фортепиано. Если наберется курс интересующихся, откроем и лекционный курс МХК, истории театра и кино.
И, конечно, огромное количество мастер-классов в течении всего времени. Их у нас порядка двадцати для детей и столько же для взрослых. Мы видим «Камелот», как полноценную школу подготовки артиста музыкального театра и самостоятельного творческого человека. У учащихся будет замечательная возможность играть не только в учебных постановках, которые мы планируем, но и принимать участие в постановках «Анжера» наряду с профессиональными артистами, а значит, набираться огромного и неоценимого опыта, который сложно получить где-то еще.
— Что получают студийцы на занятиях? Какая польза, какие навыки у них развиваются?
— Совершенно разные. Давайте сейчас забудем о тех, кто намерен поступать в театральные вузы, так как их цели понятны и польза так же очевидна и поговорим о простом человеке, который пришел «попробовать». Если это ребенок — польза для его просто неоценима! Актерское мастерство развивает не только фантазию и умение держаться на публике. Оно развивает умение человека чувствовать собеседника, быстро оценивать его поведение и принимать верные решения. Взрослые, вспомните, часто ли вы на переговорах сталкивались с тем, что нужно правильно подать информацию, заинтересовать клиента, представить проект в выгодном свете, распознать ложь в поведении собеседника, в конце концов, показать себя на собеседовании? Легко это все дается тем, кто владеет актерским мастерством. Это не значит, что мы учим врать.
Мы учим правильно контактировать и показывать нужные стороны. В современном мире без этого никуда.
Выступление на сцене же поднимает самооценку ребенка, дает опыт публичных выступлений, способствует улучшению внимания, концентрации, памяти, реакции, пластики и координации. И, конечно, студия всегда очень быстро сплачивается в коллектив с общением, друзьями, хобби, совместными выходными и праздниками.
Сценическая речь — она же ораторское искусство, помогает детям справиться с дефектами, если они есть, научит правильно строить речь интонационно, верно расставлять акценты и просто красиво, увлекательно говорить. Это, опять же, очень большой плюс в жизни даже вне сцены. Так же сценическая речь развивает дыхание, что очень позитивно сказывается на здоровье.
Пластика и танец — улучшает координацию, способствует развитию мозга ребенка. Даже если ребенок не станет танцором — умение станцевать тур вальса всегда очень выигрышно показывает человека. Мы не учим бальным танцам, мы не готовим из детей танцоров. Мы развиваем пластичность, осознанный контроль мышц, основы танцевальных стилей, и даем практику в спектаклях. Все, что нужно для артиста мюзикла.
Теория расширяет кругозор, читательский и зрительский клубы — прививают любовь к литературе и искусству, понимание и умение оценить тот или иной образец культуры, чтобы для молодежи Культурной столицы, на наш взгляд крайне важно! Ребенок, выросший в Петербурге, по мнению многих людей, с легкостью отличит Рембрандта от Рафаэля и Баха от Гендля — мы поможем соответствовать.
Вокал, сольфеджио и владение музыкальным инструментом — это, скорее, персональные увлечения, но фортепиано сильно развивает обе доли мозга, так как невероятно повышает мелкую моторику обеих рук. Вокал улучшает дыхательную систему, а занятия музыкой снимает стресс и развивает слух. В целом, полный набор курсов поможет ребенку стать всесторонне развитой, начитанно и образованной личностью, способной отличить правду от «уток» и имеющей собственное мнение.
Для взрослых и пожилых людей актуально все то же самое, с той лишь разницей, что вместо развития мозговой деятельности можно называть продление успешной жизни мозга, что в наше время становится вопросом номер один даже для ученых. Хобби способствует снятию стресса, отодвигает психологический возраст на несколько лет назад, и, конечно, новая информация повысит общий уровень кругозора, для чего совершенно не существует границ.
— Присоединяются ли родители детей, учащихся в студии, к театральному творчеству?
— Обычно родители держатся в стороне, но мы стараемся сделать все возможное, чтобы родители втягивались в театральную жизнь ребенка. У нас есть отдельные мастер-классы для родителей с детьми, например «Домашний театр» или «Как играть с ребенком и не уставать». Идеал нашей студии, можно сказать мечта, к которой мы стремимся — создавать спектакли, где будут вместе работать все четыре поколения, от детей до пожилых. Мы уверены, что это будет неоценимым опытом для всех участников.
— Расскажите о самом сказочном спектакле, созданном за последнее время…
— У нас было много сказочных событий даже за наши недолгие полгода (ведь чудеса случаются там, где в них верят). Но одним из самых запоминающихся спектаклей лично для меня был спектакль «Мышь Гликерия и новогодняя ёлка» в Детском доме. Вопреки расхожему мнению, что детки в детдомах забыты, несчастны и рады каждой конфете, педагоги с порога предупредили нас: «Ну, хотите — играйте, конечно, но у нас тут Дед Мороз от крупной компании приезжал, дорогие подарки раздавал, играть пытался — дети посмотрели на него, как на сумасшедшего дядьку, конфеты поделили и ушли. Много кто в детдома ездит и детям уже надоело это все. Тем более с вашими сказками — они у нас такие реалисты, сами понимаете». Когда же в зал вместе с малышами вошли парни под четырнадцать лет мы почти поставили крест на этом спектакле… Вздохнули, но приготовились нести «доброе-светлое-вечное». Дети пару сцен смотрели молча, скептически, потом в игры втянулись малыши, к середине спектакля откликались даже четырнадцатилетние, притом, откликались искренне!
В конце спектакля вышел Дед Мороз, позвал детей на сцену — вышли все! Двенадцать лет ребенку, взгляд затравленный, видно, что зверек маленький, готовый защищаться… Но нет, рассказывает Снегурочке, за что любит новый год, читает стишок, улыбается… Воспитатели смотрели во все глаза и клялись, что предыдущие Деды Морозы даже 31 декабря вызывали только смех и колкости, а актеры после спектакля за закрытыми кулисами плакали, потому что сложно не плакать когда девочка 4-х лет обнимает тебя и говорит, что ждала весь год… Вот это волшебство театра.
— Какая же миссия ваших театра и студии? Что вы хотите создать и на какие спектакли могли бы пригласить наших читателей?
— Наша миссия звучит громко: «Мы существуем, чтобы не дать детям разучиться мечтать, а взрослых научить этому вновь».
Если кратко: мы хотим вернуть на сцену чистоту мыслей и образов. Чтобы к нам шли, не боясь случайно попасть на «Новую интерпретацию бог-знает-чего через полуголые тела». Не боясь попасть на какой-нибудь декаданс или мрачняк. Людям хватает этого в жизни и в телевизоре — театр искусство живое, а значит должен призывать к жизни и надежде. Да, мы немного старомодны. Да, мы наивны и верим в чудо. Да, мы учим читать и обсуждать, а не смотреть телек и ставить лайки. Да, мы хотим говорить о том, что сейчас затаскали до ужаса — семья, верность, патриотизм, гордость за родителей, любовь без похоти, дружба, образованность. Правда мы говорим об этом любимым языком современных людей — мюзиклами, даст спонсор, спецэффектами, костюмами, яркими образами. Мы точно знаем, что есть в этом городе и в этой стране наша публика (и наш спонсор!). Мы уверены, что мы нужны. Осталось найти эту публику.
Ближайшие мероприятия:
С 19 июня и до конца августа студия «Камелот» проводит творческие интенсивы по самым разным направлениям театрального творчства. Интенсивы расчитаны как на детей от 4 лет так и на взрослых.
А для читателей особый подарок — скидка 500 р на любой интенсив по помокоду «Moon».
Подробности https://vk.com/intensiv_kamelot_leto
Так же следите за новостями в группе https://vk.com/teatr_anjer
Кроме того нас можно пригласить в любую точку города, в любое помещение, на любое мероприятие. Все наши спектакли настолько мобильны, что их можно привезти даже домой в достаточно большую комнату.
Будем рады подарить вам Сказку.