Саша Адамчик возвращается в рок-н-ролл! Знаковый питерский музыкант, в недалеком прошлом радовавший любителей и ценителей экспрессии драйвовым «Лаймом» сегодня увлечен новым экспериментальным проектом…
— Саша, для начала хочется поздравить человечество с твоим возвращением в музыку! Расскажи, с чем оно связано… Творческая чаша весов перевесила?
— Отвечу так: от музыки я никуда и никогда не уходил. В этом смысле никакого возвращения нет. Но вот с кем у меня действительно был разорван контракт, так это с публикой. И если говорить о возвращении, то я возвращаюсь к публике. Почему?..
На очередном витке жизни возникла потребность рассказать о том, что не было сказано раньше. Что называется: накопилось. Внутренняя потребность писать стихи и песни накладывается на развитие технологий и компьютеров — это дает толчок к тому, чтобы заняться творчеством. Да и вообще, в стране и мире, на мой взгляд, кончается эпоха стабильности и начинается эпоха пассионарности — время просто не оставляет возможности творческим людям оставаться в стороне. А если говорить еще проще, то хочется быть услышанным.
— И если говорить о весах — по-твоему, должен ли человек стремиться к балансу, к гармонии? Или просто жить так, как ему интересно?
— Я думаю, что это независимое от нас желание — стремиться к равновесию, к гармонии, к балансу. В физике даже есть закон возрастания энтропии, закон о том, что хаос стремиться к порядку. Но если говорить о физике, даже там есть оговорка, что этот закон работает только в замкнутых системах. Понятно, что человек, и особенно творческий — это не замкнутая система, поэтому такой человек — это внутренний конфликт: «уйти или остаться», «сказать или промолчать», «отсидеться или выйти на баррикады», конфликт, который и рождает великие произведения искусства.
Если вернуться к вопросу, то для меня нет выбора между стремлением к гармонии или стремлением просто жить и делать то, что тебе нравиться. Для меня это не вопрос «Что?», а вопрос «Как?». Можно стремясь к гармонии, лежать на диване и пить пиво перед телевизором. То же самое можно делать просто потому, что тебе так нравиться и все тут. А можно стремиться к гармонии, рефлексируя, задавая сложные вопросы себе и другим. Можно писать гениальные вещи, не сильно задумываясь, почему ты это делаешь. А если еще подумать, то здесь главный вопрос — это «Зачем?». Зачем ты делаешь то или иное? Так или иначе. По сути дела, все религии и искусство, как производная религии — это попытка найти ответ на вопрос «Зачем?». Вот и до религии договорились…
— Значит только дисгармония, конфликт заставляет нас двигаться вперед, развиваться. Согласен?
— Если коротко, то согласен. Только для развития нужна позитивная энергия, а позитивная энергия формируется только в конструктивном конфликте. Конструктивный конфликт — это когда обе стороны настроены найти решение. Если этого нет хотя бы у одной у сторон — это может перерасти в деструктивный конфликт. И тогда — будет движением назад. К сожалению, в жизни много людей, не нацеленных на поиск решения, особенно в нашей стране, поэтому вся история человечества — это шаг вперед, два — назад. Хотя надеюсь, что наоборот, два — вперед и один — назад.
— Насколько ты конфликтная личность — в жизни?
— Наверное, об этом лучше спросить тех, кто меня окружает. Но я думаю, что нет. Думаю, что многие скажут, что я образец терпимости и толерантности, иногда даже во вред себе.
— Должен ли Художник касаться в своем творчестве социальных проблем? Быть «неудобным», отстаивать свою правду?
— Мое мнение, что художник никому ничего не должен. Но если художник или любой другой человек считает себя гражданином или просто полноценным человеком в современном понимании, то есть тем, кто живет в социуме, тем, кому не все равно, что происходит за пределами его узкого круга общения, то, конечно, он будет пытаться изменить то, что его не устраивает — любыми доступными ему способами. Художник это будет делать через творчество, так как это один самых сильных способов убеждения. У художника больше возможностей влиять на мнения других людей, чем у остальных, поэтому кажется, что у него и ответственности больше. Но повторюсь, мое мнение в том, что не каждый художник — гражданин. Если человек хорошо играет на сцене или сочиняет музыку — это не значит, что его обязательно должны волновать вопросы несправедливости окружающей его действительности.
Но… Если подойти к этому вопросу с другой стороны и поставить его по-другому — может ли истинный художник творить поверхностно, не касаясь фундаментальных вопросов: свободы человека, справедливости, любви. И вот тут мой ответ: нет! Истинные художники — это те, кто, осознанно или неосознанно, посредством творчества как раз ищут ответы на те самые фундаментальные вопросы мироздания, которые по большому счету волнуют каждого человека. Поэтому такие творцы и становятся великими, и конечно практически всегда они вступают в конфликт с существующим порядком вещей, в частности, с властью. Часто это не прямые конфликты, но, тем не менее, они есть всегда. И отвечая на твой вопрос: «должен ли художник отстаивать свою правду? Короткий ответ: истинный художник — да!
— Как ты себя ощущаешь в социуме? Принято думать, что творческие люди — вне…
— Ты спрашиваешь про абстрактный социум? Где я себя комфортнее чувствую — среди людей или в одиночестве? Это зависит от настроения и многих других факторов. Конечно, есть периоды в жизни, когда хочется просто побыть одному, разобраться со своими мыслями. К сожалению, с возрастом это удается все реже. Но в основном, так как я существо все-таки социальное, мне трудно было бы жить без близких мне людей. Что касается абстрактных людей и абстрактного социума, смог бы я жить вне?.. Сложно сказать. Иногда посмотришь, что делают люди, слова найти трудно… Но я все-таки придерживаюсь мнения, которое услышал еще в детстве, кажется в песне раннего Макаревича: «Я верую в светлый разум, и в то, что он добрым будет».
— Что же такое, в итоге, творческий человек?
— Творческий человек — это тот, кого, во-первых, волнует несовершенство окружающего мира, во-вторых, тот, кто посредством доступных ему инструментов пытается его изменить и, в-третьих, это тот, кто не может жить по-другому. Обязательным является наличие у человека всех трех условий, тогда в моем понимании — это творческий человек.
— Что для тебя значит твоя музыка? Это ведь не просто терапия?.. Есть ли что-то, что для тебя выше музыки?
— Попробую ответить словами одной из последних своих песен:
И уже получен ответ, и уже не важен вопрос:
Что могу я отдать, чтобы петь? Все, кроме звезд…
А если без аллегорий и метафор, то, конечно, творчество — это и рефлексия, это способ донести свои мысли, свои ощущения, возможность поговорить с собой, в том числе. Это, в конце концов, неотъемлемая часть моей жизни. Собственно, как и любовь, и семья, и дети, и многое другое. Что из них выше?.. Наверное, перейду опять к аллегории и отвечу так: жизнь — это шар, состоящий из множества частей — творчество, семья, работа. И если ты живешь полноценно, то шар катится, и в каждый момент времени что-то будет наверху, а что-то внизу. Но в следующий момент все меняется. А есть люди, у которых жизнь — это либо треугольник, либо куб или даже прямая линия. И они никуда не катятся, так как катиться таким предметам очень сложно. Так и живут всю жизнь — что-то наверху, что-то внизу. Вот такой вот метафоричный ответ получился.
— Круто! Мне кажется, основная черта человека публичного — это желание нравиться…. Можешь согласиться? Почему и зачем ты выходишь на сцену, показываешь свои песни людям?
— Сложно поспорить — желание нравиться есть. Но «нравится» — это очень неустойчивая категория. Сегодня ты нравишься, завтра — нет. Для меня важнее — быть понятым. Наличие смыла — делает вещи и слова более устойчивыми к влиянию времени. Поэтому в то, что я делаю, я стараюсь закладывать посыл, чтобы человек, который это услышит или увидит — задумался о чем-то. Задача — пробудить мысль, пробудить чувства в человеке. Получается у меня это или нет, судить слушателю.
Сказал: «закладываю посыл» и тут же подумал «пропаганда какая-то получается». Наверное, точнее сказать не «закладываю», а «вкладываю», и не «посыл», а «смысл». Да и то, вкладываю по большей части подсознательно. Хотя, как знать?..
— Что заставляет тебя слушать чужие песни? Что привлекает в них? Что ты сейчас с удовольствием слушаешь?
— Заставляет — вряд ли. Привлекает — это ближе. Я думаю, привлекает то же, что и других людей — возможность пережить те чувства и эмоции, что переживал автор, создавая свое произведение. Одно из таких сильных переживаний для меня, если брать из последнего — это Adel «Someone like you». Простенькая песня, но в ней столько эмоций, что мне кажется они просто зашкаливают. По крайней мере, со мной эта песня попала в резонанс. Других современных названий, я думаю, что и не вспомню. Хотя, безусловно, есть вещи, которые мне нравятся. Время сейчас такое, когда музыка из носителя смыслов и эмоций превратилась в фон. А смыслы и высокие эмоции — остались уделом немногих творцов. Но это нормальный эволюционный процесс, тут ничего не поделаешь.
— Чего тебе не хватает, чтобы в полной мене почувствовать себя «Героем рок-н-ролла»? И нужно ли тебе это вообще? Может, у тебя совсем другие устремления?
— Мне кажется «Герой рок-н-ролла» — это понятие из 70-х ну или на крайний случай из 80-х. Сейчас другое время. Везде такие большие потоки информации. Героев, точнее претендентов на эту роль, так много, что само понятие «Герой» уже размылось и превратилось в рекламный постер, как портрет Че Гевары на майках.
Нет, вряд ли я хочу быть героем, по крайней мере, в моем понимании этого слова. Если говорить о желаемой роли для себя, то сейчас мне скорее ближе роль учителя. Хотя я так же прекрасно отдаю себе отчет, что чуть ли не каждый второй претендует сегодня на роль властителя дум, и вакантных мест на этом поприще тоже нет, и чтобы туда попасть надо еще много сделать. Но как говориться — дорогу осилит идущий.
— Жизненный девиз, главное правило Саши Адамчика?
— Бороться и искать, найти и не сдаваться. Пожалуй, этот девиз героев Жюля Верна и Каверина наиболее близко описывает мое текущее состояние.