Дмитрий Дарин. Поэтическая подзорная труба

Поэт и писатель Дмитрий Дарин в преддверии презентации книги стихов «Безымянный батальон», посвященной 70-летию Великой Победы рассказывает о патриотизме сегодняшнего дня, идейной подоплеке творчества, о памяти и о… памятнике.

— Что для вас лично значит День Победы, 70 лет Великой Победе?..

— Я сам коренной ленинградец, и с детства впитывал все, что связано с войной и блокадой. Мой дед имел награды, но мне давал чаще играть — и я запомнил еще совсем крохой — медаль за оборону Ленинграда. Поэтому для меня каждый День Победы — это как снятие блокады, только не с города, а с сердца.

— Ваш новый поэтический сборник посвящен 70-летию Победы? Что за стихи вошли в книгу?

— В книгу «Безымянный батальон» вошли мои стихотворение о войне за последние десять лет — в основном о Великой Отечественной, конечно, но и о гражданской тоже, есть стихотворение «Подвал», посвященное детям Новороссии. Не мог не включить стихотворение, посвященное подвигу ленинградки Ольги Фирсовой, маскировавший в блокаду шпиль Адмиралтейства и расстрелянной в упор немецким летчиком. Он промахнулся, к счастью. Но как чувствовала себя молодая девчонка, повисшая на тросах… я попытался передать в стихотворении «Шпиль империи». «От войны и до войны — мера бытия» России, уж извините за самоцитирование. Поэтому я и издательство «Вече» решили выпустить такую книжку к 70-летию Великой Победы. Хотя, конечно, поэзию магазинные сети берут сейчас неохотно. Но в этом случае надеюсь на исключение.

— Как вы считаете, кто сейчас читает военные стихи?

— Очень заметно и очень радует тот факт, что вообще читают больше, чем еще пять-семь лет назад. Может, люди начали остывать к жизненной гонке за излишними благами, понимать, что лучшее они носят не на себе, а в себе. Как эпикуреец скажу словами самого Эпикура: «Богатство, требуемое природой, ограничено и легко добывается, а богатство, требуемое пустыми мнениями, простирается до бесконечности». От себя добавлю: все, что можно купить за деньги, стоит дешево. (Хотя Ремарк сказал похоже в «Триумфальной арке», но все-таки чуть другое.) А как выразить то главное, что нельзя купить, что в тебе самом и то, что хочешь увидеть в другом, близком тебе человеке? Только искусством. А поэзия — высший вид искусства! И когда человек находится на войне — в нечеловеческих условиях и напряжении — чем еще выразить главное в таком человеке, как не поэзией? Все, что есть в душе, проявляется на войне самым ярким — до рези в сердцах, а не в глазах — образом. И моя поэзия обращается к героям, нет — людям войны — не только Отечественной, но и Гражданской и даже нынешней, что идет в Новороссии (стихотворение «Подвал», замыкающее строй «Безымянного Батальона»).

— К кому вы обращаетесь в своих стихах?

— К самым разным людям, часто противоположным по духу и складу. Но говорится это слово для современника, конечно, его я приглашаю посмотреть на людей войны через поэтическую подзорную трубу!

— Нужно ли прививать подрастающему поколению идеи патриотизма?

— Не просто нужно — давно и настоятельно нужно. Это первейшая обязанность любого государства с античных времен, тем более в нашей стране — здесь и сейчас. Другое дело, что патриотизм понимается по-разному… «Зачем мы вложили 60 миллиардов долларов в Олимпиаду, страна нищая, отдайте на пенсии ветеранам» — возмущаются одни «патриоты». «Мы должны дружить с Америкой и Европой, без Запада наша Россия выпадает из цивилизационного „клуба“» — кричат в телевизор либерпатриоты из театральных. «Казнить педофилов публично на Красной площади!» — требуют третьи. И все это проникает в уши молодых, которые делают свои выводы и взращивают уже свое понимание патриотизма. Я вижу патриотизм как социальную солидарность, основанную на трех столпах — Победа, Вера, Культура. Вот почему либералы — люди без нравственного гражданства — подрывают и подпиливают именно эти столпы — шабашом в Храме, просто подлыми фальшивками по поводу Бессмертного Полка, культивированием попсы, забивающей культуроносный пласт России хуже любого борщевика. И как пропалывать это поле я изложил в основных положениях культурной доктрины Российской Федерации, которые, надеюсь будут широко обсуждаться в стране уже этой осенью.

— Чем военный патриотизм отличается от сегодняшнего патриотизма?

— Что касается отличий военного и мирного патриотизма, то я понимаю это просто. Не ты победил врага — так чти того, кто победил!

— Может ли быть сегодня искусство проводником каких-либо идей?

— Лгут те, кто считает, что искусство существует ради искусства. Спор этот давний, и конца ему не видно. Но лично я считаю, что искусство, обладающее силой воздействия на человеческие сердца и умы — а только такое и можно признать таковым — обладает этой силой не зря. Кто строит плотину только для того, что вода красиво обрывалась вниз? Пусть красиво, но она несет свет и тепло в дома. Так и искусство — греет и мучает, режет и лечит, как угодно — но меняет что-то в человеке. Желательно, к высшему в нем самом. Если этого нет, ничего нет. Так, ремесло…

— Многие авторы сторонятся гражданской и военной лирики, не пишут «на злобу дня», потому что, мол, это все проходящее и вряд ли попадет в копилку Вечности. Что думаете об этом?

— Вот что как раз вечно — в России, во всяком случае — это война и память о войне, гражданский и неизбежно нравственный выбор человека в любые времена. Промолчать или обличить, пройти мимо или вступиться, пожалеть себя или другого за счет себя — если присмотреться, то эти вопросы сделали русскую литературу мировой классикой, а не какой-то дешевый нарисованный Гарри Потер. Я слышал от одной молодой девушки такое суждение: «Вот сейчас сколько фильмах о войне, о военных летчиках — снято самыми современными средствами — и как-то пустовато. А в фильме „В бой идут одни старики“ — не самолеты, а души в 3 D и без всяких эффектов». Умри, Денис, лучше не скажешь!

— Мне кажется, Дмитрий Дарин — автор максимально адекватный, хорошо ориентирующийся во времени и пространстве… Как-то некрасиво быть сегодня мечтательным лунатиком, или нет?..

— Не постиг вопроса до конца… Если Дарин адекватен, то это не отменяет прелестного лунатизма, особенно у современных поэтесс. Вот что я, действительно, не понимаю — так это возгласов и жалоб литераторов всех поколений: «Ах, я работаю со словом, я не понимаю реальной жизни, а вы мне гонораров не платите! Я не приспособлен к другой работе, гонорар, дайте гонорар, скорее гонорар!» И это при очень сомнительном качестве написанного. Эдакий практический лунатизм! Вот я приспособлен к любой работе, и всегда работал, потому к своим годам могу сконцентрироваться на том самом слове!

— Если бы вы сами себе должны были воздвигнуть памятник, каким бы он был?

— Я уже сделал себе такую полушутливую памятную табличку на дом. Фото этой таблички набрало больше лайков в Фэйсбуке, чем любой другой пост. Там написано: «В этом доме с такого-то года ЖИЛ, А НЕ работал известный русский поэт и писатель Дмитрий Дарин. Охраняется собаками.» Осуществилась моя давняя мечта. Вот памятник!

23 мая Дмитрий Дарин приглашает на презентацию своей книги «Безымянный батальон»!

Презентация состоится на Х Международном книжном салоне Санкт-Петербурга (зал N 3; начало 15:00). Запись на мероприятие здесь: vk.com/event91049120

Анастасия Мурзич

Матерь Соборища: поэт, писатель и журналист. vk

2 thoughts on “Дмитрий Дарин. Поэтическая подзорная труба

  1. Спасибо! Живое интервью! Читается на одном дыхании и, как умеет Дмитрий Дарин, кажется, что общаешься с автором лицо к лицу, на встрече. Всеобъемлюще — в сжатом формате интервью раскрыто и освещено столько животрепещущих тем – гражданская позиция, предназначение Поэтического Слова, что ни высказывание — наполненная душою мысль и отдельная цитата. Завидую по-хорошему тем, кто может приходить на встречи с Дмитрием Дариным. Если имеете возможность — обязательно посетите мероприятие!

    1. Танечка! Спасибо за потрясающее ПРОЧТЕНИЕ интервью!
      И, конечно, огромнейшая благодарность герою – за слова, за чувства, за стихи!

Добавить комментарий