Актриса Элла Непомнящая, неудержимая и целеустремленная, рассказывает о роли Владимира Высоцкого в своей жизни, ярком индивидуализме, а также о том, что настоящее искусство проникает в сердце, независимо от внешних обстоятельств.
— Актриса… звучит очень красиво. Я бы даже сказала, возвышенно. Часто испытываете чувство гордости за саму себя?
— Я хотела стать актрисой с двенадцати лет, но конкретно мой путь оказался долгим — через ряд студий, театральных школ, институт… Актерское образование у меня далеко не первое, попутно я успела закончить другие ВУЗы, поработать на разных работах. И все-таки я получила актерское образование и возможность играть на сцене. Еще далеко не все так, как мне бы хотелось, но это желание — стать профессиональной актрисой — я воплотила. И именно это меня воодушевляет — что не сломалась, когда было невмоготу, в те времена, когда я работала в других сферах, что не фокусировалась на минусах, когда что-то не складывалось, а главное, что не бросила эту затею, как часто случается…
Но должна сказать, меня всегда поддерживали мои родители — и морально, и материально, никогда не говорили: «Забудь уже это, уже поздно, у тебя устоявшаяся жизнь, найди себе удовольствие в том, что ты делаешь сейчас». Судьба подарила мне мудрых родителей, которые, как ангелы, всегда рядом в сложных ситуациях. И я понимаю, что так бывает не у всех и не всегда. Так что, наверное, слово «горжусь» здесь не очень подходит, поскольку, будь иная ситуация, возможно, все сложилось бы по-другому.
Если же говорить о каких-то сыгранных ролях, то я знаю, что что-то сделать удалось, что-то получилось, что-то находит отклик у зрителей. Это радует, это воодушевляет, но говорить о гордости я бы вряд ли стала.
— Что сформировало вас как личность и как актрису, конечно же, кроме вашего врожденного таланта и прекрасного воспитания?
— Как личность, я сформировалась благодаря моим родителям, которые ненавязчиво, личным примером помогали мне, никогда в жизни не заставляли заниматься чем-либо, но всегда были рядом. Наверное, та атмосфера свободы и постоянного личностного развития, которая есть в моей семье, способствовала формированию меня, как личности, и способствует до сих пор.
Кроме того, мое раннее знакомство с личностью и творчеством Владимира Высоцкого сыграло немаловажную роль в становлении личностного стержня.
В формировании меня, как актрисы, скорей всего, сыграло свою роль огромное количество хороших, качественных фильмов и постановок с актерами с мировым именем, которые я смотрела с детства, к которым, опять же, приобщали меня родители, обладающие огромным культурным багажом.
— В одном из своих интервью вы сказали: «С детства моим кумиром, человеком, на которого я равнялась и на которого обещала быть похожей лет в двенадцать, был Владимир Семенович Высоцкий». Как вы познакомились с его творчеством в столь юном возрасте? И за что именно полюбили?
— Мой папа и мой брат очень любят Высоцкого, раньше часто пели его песни под гитару, таким образом я и познакомилась с творчеством этого артиста.
Я абсолютно твердо убеждена в том, что независимо от возраста воспринимающего что-то настоящее проникает в сердце, в душу, затрагивает тебя. В двенадцать лет я впервые услышала песни Высоцкого. Я стала по доступным крупицам собирать информацию о нем, переписывала тексты песен, журнальные статьи, его немногие прозаические произведения. Словом, полностью была погружена не только в его творчество, но и в его личность. Наверное, в какой-то момент времени я была одержима им, воспринимала тексты его песен как абсолютную и непреложную истину.
— В детстве вы фантазировали себе встречу со своим кумиром? Что бы хотели спросить, узнать от него? Был ли какой-нибудь заветный вопрос, который не давал вам покоя, на который вы бы и сейчас хотели узнать ответ?
— Встречи, наверное, фантазировала, но, что касается ответов на какие-то вопросы, — нет, такого не было. У меня никогда не было потребности получить ответы на какие-то вопросы от другого человека, идти ЗА кем-то, принимая чьи-то идеи, как руководство к действию. Я всегда была ярко выраженным индивидуалистом, который хочет иметь свои собственные ответы на интересующие его вопросы. То есть, я думаю, точнее сказать так: у меня не было кумиров, как таковых, я никогда не была чьим-то фанатом, но были люди, чья личность и творчество внезапно резонировали с моими внутренними вибрациями, возможно, в детстве не осознаваемыми. Высоцкий, затем Гребенщиков, Ричард Бах, Майкл Джексон…
— Не так давно вы посетили спектакль «Владимир Высоцкий» в Театре на Таганке. Каковы ваши впечатления?
— Думаю, раньше, когда спектакль только вышел, он был острее, живее, интереснее.
Не могу сказать, что разочарована — некоторые актеры существовали замечательно, — но ожидала я большего.
— Вы когда-нибудь задумывались о том, как сложилась бы ваша жизнь, если бы не театр? Чем бы вы занимались?
— Я и занималась «чем-то» определенное количество лет до того, как… Это очень тяжело. Наверное, я была бы несчастным человеком и пришла бы к Богу с грустным лицом и тяжелым сердцем.
— Я имела в виду, творческую работу… Вы ведь чудесно поете. Не думали пойти по стопам Высоцкого и взяться за гитару? Ведь талантливый человек талантлив во всем.
— Я люблю петь, хотелось бы петь больше и чаще. За гитару взяться не хотелось — это не «мой» инструмент. А вот иметь собственную небольшую группу с гитаристом в том числе, — да, это моя давнишняя мечта.
— Какая песня из репертуара Высоцкого ближе вам по духу? Возможно, она отражает вашу натуру? Связаны ли с ней какие-нибудь трепетные воспоминания?
— «Кони привередливые». Для меня это главная песня Высоцкого. Воспоминания, скорее, не трепетные, а поучительные для… взрослых.
С двенадцати лет я окунулась в творчество Высоцкого, как говорит моя мама, «как в омут, с головой». Впрочем, я так окунаюсь в любое дело, которое для меня важно, в человека, который мне интересен, — словом, во все, во что я окунаюсь.
И Высоцкий в то время звучал в нашем доме постоянно, я слушала его песни бесконечное число раз, проигрывая пластинки. И был такой эпизод. Пришла к нам в гости одна близкая родственница, и зашла она как раз в тот момент, когда я слушала Высоцкого и подряд много раз ставила песню «Кони привередливые». В конце концов она мне сказала: «Сколь можно слушать одну и ту же песню?!» На что я ей с детским простодушием ответила, что это моя любимая песня и мне хочется ее слушать и слушать, я ее чувствую и понимаю. И тут она говорит: «Ой, брось. Что ты можешь в ней понимать в твоем возрасте?»
Мне стало странно тогда и странно до сих пор. Потому что прошло много лет, но, когда я выросла, я поняла, что мое понимание этой песни не изменилось, что, как я ее воспринимаю сейчас, будучи взрослым человеком, ровно так же я ее воспринимала и понимала и тогда, будучи двенадцатилетним подростком. То есть настоящее, истинное способно быть услышано и понято человеком независимо от его возраста и, наверное, других характеристик. Возможно, это говорит о том, что души детей гораздо мудрее, чем взрослые об этом думают. И об этом, на мой взгляд, стоит помнить.
— Прошу прощения за злоупотребления в сравнении с Высоцким… А Вам свойственно сравнивать себя с кем-либо?
— Я сейчас постараюсь сформулировать мысль и надеюсь, что это будет воспринято правильно. Это не совсем ответ на заданный вопрос, но это то, чего бы я хотела сейчас больше всего иметь в своей жизни.
Я иногда сравниваю себя с Лорен Поттер — американская актриса-подросток с синдромом Дауна, которая замечательно сыграла в абсолютно бесподобном сериале «Glee». Помимо того, что девушка талантлива, ей посчастливилось в жизни встретить Райана Мёрфи, создателя сериала. Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, не появись он в ее жизни.
Во мне огромное количество энергии, большая работоспособность и актерская выносливость, так вот, мое самое большое желание, чтобы в моей жизни появился мастер (режиссер или даже актер), который стал бы для меня тем же, кем стал Любимов для Высоцкого, упоминаемый мной Райан Мёрфи для ряда актеров сериала «Glee» и так далее — имен я могу назвать еще достаточно, но дело не в этом. То есть человек, который бы увидел, разглядел бы во мне «свою» актрису, поверил бы в меня, в тандеме с которым мы бы могли создать нечто удивительное.
Но, наверное, в этом я не одинока — это мечта каждого актера.
— На сцене вы показываете то, спрятано глубоко в вас? Или игра — это всего лишь игра?..
— Хм… Почти в каждой роли, в каждом произведении есть что-то «твое», даже если, на первый взгляд, этого там нет. Это может быть какая-то незначительная деталь, но, зацепившись за эту деталь, ты можешь «раскрутить» себя, вызвать подлинные чувства, подлинное проживание. Думаю, такая «незначительная деталь» есть почти в каждом персонаже, которого я играла.
— Считается, что у каждого творческого человека есть свои скелеты в шкафу… Приоткроете дверцу?
— Самой было бы интересно, но никак не приходит на ум ни один скелет.