С чего стоит начинать литературную карьеру молодому писателю? Всегда любовные романы из жизни перетекают на страницы книг? Возможен ли у «Онегина» счастливый конец? Об этом рассказывает томский писатель Ольга Дегтярева.
— Оля, давай начнем с истоков… Ты пишешь давно, чуть ли не с детства? Расскажи, с чего все началось?
— Ты права. Я начала писать, когда мне было лет пятнадцать. Меня вдохновили зарубежные романы. Я перечитала почти всю зарубежную классику. По сей день моими любимыми книгами является серия книг французских писателей Анны и Серж Голон об Анжелике. Также я увлекалась Шекспиром, его пьесами. В принципе, с этого все и началось. Я полюбила то время. Время прекрасных дам и благородных кавалеров.
— То есть ты сразу начала с любовных романов?..
— Да, сразу. Причем, первый роман в своей жизни я начала писать еще в 9 классе. Способствовала этому влюбленность. По крайней мере, мне так раньше казалось. Я видела себя только в этом жанре, если честно. Хотя постепенно, уже с возрастом, я начала писать и сказки для детей и маленькие рассказы. В 2015 году я даже несколько статей написала для томской православной газеты. То есть действительно начиналось все с любовных романов, но сейчас я могу писать абсолютно обо всем.
— Насколько ты любвеобильна в жизни?
— Я очень влюбчивый человек. Часто это, конечно же, лишь плод моего воображения. Я быстро влюбляюсь, потом мне трудно этого человека забыть. К сожалению, пока хеппи-энды только в моих романах. Я все еще в поисках своей второй половинки.
— Кто ты, когда пишешь? Главная героиня? Сторонний наблюдатель?
— Во всех моих романах главная героиня — всегда я. В основном, я пишу от третьего лица, но почему-то в рассказе «Призраки Каирского музея» у меня получилось как-то спонтанно написать от первого лица.
— А кто же тогда герой?
— Все герои моих романов — реальные люди. По большому счету, эта та жизнь, которая я хочу, чтобы была в реальности.
Главные герои — всегда реальны! Иногда получается так, что другие герои вымышленные, но тем не менее я прекрасно их вижу перед глазами. Их действия и даже то, как они выглядят.
— Ты бы хотела, чтобы друзья узнали себя в твоих персонажах?
— Если честно, то нет. Возможно, это скромность, возможно, что-то еще. Ведь когда я начинала, я писала только для себя. Стеснялась показывать на публике то, что писала, даже своим родственникам не показывала. Не знаю, когда пришел тот момент, когда мне захотелось, чтобы мои произведения прочитали другие.
— У всех твоих историй счастливый конец. Почему? Ты оптимистка?
— Как сказать?.. В жизни я стараюсь быть оптимисткой. И мне хочется, чтобы хоть в книгах было все хорошо.
— Даже у твоего «Онегина» счастливый конец? Расскажи об этой волшебной истории!
— Дело в том, что в 2007 году я была очень влюблена в одного человека. И меня почему-то потянуло на стихи. Хотя лучше все равно проза получается. Я решила, опять же, для себя, написать роман в стихах. За основу был взят «Евгений Онегин». Не в том смысле, что сюжет, а просто то же количество глав и тоже количество строф в каждой главе. И я до сих пор поражаюсь сама себе. Я написала этот роман за три недели! Хотя Пушкин писал «Онегина» несколько лет. Естественно, я не хвастаюсь, поскольку, повторю, что писала для себя и естественно нужна редактура, но тем не менее…
— Есть у тебя и другие романы в стихах?
— После первого романа в стихах, я написала почти сразу же еще несколько работ. Сейчас на данный момент у меня четыре романа в стихах.
— Но все-таки ты себя позиционируешь, как писатель, не как поэт? Или это твои равновеликие грани?
— Скорее всего, все-таки как писатель, а потом уже как поэт. Проза у меня лучше получается. Конечно, у меня есть своя страница и на Стихи. ру, но проза, тем не менее, ближе душе.
— Что, по-твоему, необходимо человеку, чтобы писать?.. Воображение? Хорошая память? Поделись своим опытом… Нужно ли путешествовать, чтобы описать дальнее страны?
— Мне кажется, прежде всего воображение. Оно у меня всегда присутствует, никогда не призывала его на помощь. Хочу рассказать один случай. Когда мой второй младший брат был маленький и я просто убаюкивала его, держа на руках, мое воображение тут же нарисовало перед глазами картину, которую я потом внесла в один из своих романов. Что у меня в поместье случился пожар, и я с босыми ногами бегу ночью через лес, кутая в шаль своего ребенка, спасаю его и затем нахожу убежище в одном из монастырей. То есть, казалось бы, просто качаю брата на руках.
Что касается второй части вопроса, то да, стоит познакомится сначала с культурой страны, узнать ее историю. Хотя, с другой стороны, мой рассказ «Призраки Каирского музея» — исключение, поскольку я в Египте ни разу не была. Я просто поехала в гости к сестре, которая как раз вернулась из Египта с семьей, насмотрелась фотографий, и вернувшись домой за три часа написала этот рассказ.
— Зачем — по большому счету — ты пишешь? Чтобы приятно провести время, найти единомышленников в читателях?
— Когда я пишу, я отдыхаю. Но я бы не назвала это хобби. Мне проще, например, выразить свои мысли на бумаге, чем высказать их вслух.
— Тебя больше в твоей литературе или в реальности? Или ты не разделяешь эти плоскости?
— Нет, не разделяю. Я живу и реальной жизнью, хожу, как многие, на работу, общаюсь с друзьями. Но не забываю о своих мечтах, которые переношу на бумагу. Раньше, кстати, мои первые романы занимали три или четыре тетради в 96 листов. До сих пор храню рукописные варианты.
— Над чем работаешь сейчас?
— У меня в голове несколько сюжетов рассказов и романов. Мне кажется, моё воображение никогда не иссякнет. Несколько дней назад я закончила писать пьесу по одноименной сказке «Заколдованный лес». Так что все лучшее только начинается!
— Твоя главная литературная мечта?
— Я очень хочу, чтобы мои произведения увидели свет. А еще очень хочу, чтобы по ним ставились пьесы (я действительно, когда пишу, вижу как, это все происходит перед глазами) или даже снимались фильмы. Может это, конечно, сильно сказано, но я хотела бы пойти учиться профессионально либо в театральный, либо на сценариста.