Александр Макаров. Теория — лишь малая часть, главное вы познаете на площадке.

Александр Макаров — руководитель киношколы FILMKINO. Учился в бизнес школе при СПбГУ и в Университете Кино и Телевидения по специальности «продюсирование». Кино — это то, что ему всегда нравилось. И ему очень нравится передавать знания, переосмысливать их и развиваться вместе с учениками. Из любимых режиссеров называет Квентина Тарантино, Джима Джармуша, Братьев Коэн, Алексея Балабанова.

— Итак, Александр, поговорим о кино. Расскажите подробнее о киношколе FILMKINO. С чего все началось?

— Началось с того, что я спродюсировал документальный фильм «Маскарад» режиссера Артемия Исаева и решил поделиться опытом, полученным в ходе съемок. К тому же я считаю, что традиционная пятилетняя система обучения слишком далека от начинающих режиссеров и очень долго ведет к первым результатам.

В наших программах я постарался максимально упростить подачу материала, сделать ее практичной. То есть мы не учим таланту, мы рассказываем, куда пойти арендоваться, сколько это будет стоить, с какими проблемами вы скорее всего столкнетесь на съемках и при написании сценария. И стараемся как можно быстрее довести ребят до результата, ведь именно опыт с нашей точки зрения — лучший учитель. Теория — лишь малая часть, главное вы познаете на площадке.

— Что, собственно, Вас сподвигло открыть семинары «Как снять фильм за два дня», «Как снять фильм за два месяца»? На какую аудиторию рассчитаны семинары? Работают ли выпускники над своими фильмами?

— Наши программы рассчитаны, прежде всего, на людей, которые приняли решение начать делать кино. Не говорить, не мечтать, а действовать. Посетив мой двухдневный семинар, слушатель получает курс кинобойца, инструкцию по съемке своего первого фильма. У него на руках уже будет готовый план съемок.

Если человек чувствует, что потянет и не сольется — а такие люди бывают — лучше отойти в сторону. Иначе его энергия может просто сбить с ног. Но если вдруг человек понимает, что ему нужна ситуация, когда нельзя не делать (а большинство людей достигает целей только при жестких дедлайнах), что ему нужен стресс, мотивация и единомышленники — для таких ребят мы сделали курс «Как снять фильм за 2 месяца», который стартует 22 сентября. Там на протяжении двух месяцев слушатели пройдут через 8 четырехчасовых занятий, которые в хронологической последовательности проведут их через все стадии создания фильма, который они должны будут снять.

Если не брать людей, изменивших что-то в своей жизни, а считать за показатель результатов выпускников снятые фильмы — то первое время у нас была достаточно низкая конверсия, из примерно 200 ребят только 5% сняли свой фильм. Эта статистика никого не радовала, поэтому мы решили обновить программу, повысить ставки, изменить формат занятий и сделать обязательные домашние задания. Из последнего выпуска сняли свой фильм уже 40%. Это достаточно неплохой показатель.

— Вы считаете возможным укладываться в кино в столь короткие сроки? Традиционно кино считается большим производственным и очень затратным процессом…

— Среди киноманов и любителей комментировать встречается точка зрения, что снять фильм за 2 дня невозможно. Трудно придумать лучшую рекламу. Это мне напоминает, как никто не верил что Дэгни Таггарт сможет пустить состав по мосту, сделанному из металла Реардена в книге Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». На самом деле все зависит от степени подготовки и от хронометража работы. Можно снять и за день, можно за пять — это все равно по смыслу будет «за 2 дня». Гораздо целесообразнее поставить вопрос: не возможно ли это в принципе (ведь в истории кино есть примеры даже полного метра, снятого за день), а зачем ставить такие жесткие сроки? А нужны они потому, что в самом начале ребятам нужно быстрее получить первые результаты. Это как тест ниши в бизнесе.

Понимаете, планирование важно, но новичку очень легко увязнуть в бесконечном переписывании сценария, кастингах, поиске оборудования и локаций. В итоге он даже не дойдет до точки невозрата — когда легче уже сделать, чем не сделать — то есть до монтажа. Поэтому на занятиях мы предлагаем быстро пройти все эти стадии, снять фильм, получить обратную связь и двигаться дальше, совершенствоваться, учиться на своих ошибках. Так что быстро не всегда плохо, к тому же если речь идет о короткометражных фильмах продолжительностью 3-7 минут, то вопрос стоит иначе: как не снять фильм за 2 дня?

— Как Вы думаете, зачем сейчас вообще нужно кино? И какое кино нужно?

— Какое нужно кино — лучше спросить у зрителя, а я все таки лицо заинтересованное. Как продюсер, полагаю, нашим зрителям не хватает отечественного жанрового кино. Очень мало хороших развлекательных фильмов, которые могут отвлечь человека от проблем, выполнить функцию аттракциона. Гораздо интереснее было бы смотреть, как наши студенты в лесу встретили маньяка и случайно поубивали друг друга — как в комедии «Убойные каникулы» — только не Джоны и Рейчел, а Димы и Любы, и не форды в кадре, а наши газели.

В нашем кино плохо с сегментированием. Допустим, девочка 16-ти лет хочет пойти на вампиров, молодежной компании нужен фильм ужасов с героями, похожими на них самих, взрослые с детьми хотят умный и смешной мультик. Мы часто делаем так называемый «ответ голливуду», но редко что-то действительно популярное. Я не считаю, что у нас рынок не развит — сделайте качественный контент и зритель проголосует рублем. Но когда ориентация не на рынок, то музыку заказывает не зритель, а определенные люди — для которых, видимо, кино и снимают.

Я думаю, продюсер должен не рассказывать, а показывать, и постараюсь более конкретно ответить на этот вопрос, дебютировав в полнометражном кино.

— Переживает ли сейчас кино кризис жанра?

— Нет. Популярность кино растет с каждым годом, о чем свидетельствует статистика.

— Если человек снял фильм своими силами, каким образом ему этот фильм продвигать? Ваши советы.

— Такими же, как если бы он снял фильм на студии. Фестивали, интернет — если фильм короткометражный. Есть специальные агентства, предоставляющие услуги по продвижению фильмов — festme.com, например. Если у вас полный метр — ищите дистрибьютора, чтобы его прокатать.

— Можете ли Вы дать совет, где искать денег на производство фильма? Каков может быть самый микроскопический бюджет фильма?

— Деньги могут быть свои, могут быть привлеченные. Я бы не рекомендовал привлекать инвестора, пока вы не научились грамотно расходовать свои собственные средства, не поняли механику процесса. Я всегда советую студентам, чтобы бюджет их первого фильма стремился к бюджету на аренду оборудования. Все остальные расходы можно минимизировать и свести практически на нет. Стало быть, если оборудование есть у вас или ваших друзей, допустим фотографов, то ваш бюджет может состоять только из накладных расходов и составлять тысячу, полторы тысячи рублей. Повторюсь, это актуально для первой работы. А вообще на хороший проект деньги находят сами.

— Кто входит в Вашу команду, преподает на семинарах?

— Кроме меня в школе ведут занятия 4 преподавателя: Евгений Еременко, Артемий Исаев, Алексей Запорожан и Дмитрий Покровский. И я очень рад, что у нас подобралась такая интересная команда: несмотря на молодость за плечами у ребят уже есть достаточно серьезные достижения, в том числе участие в международных кинофестивалях, полный метр, сотрудничество с телеканалами, реклама, мобильные приложения, а, например, Евгений Дмитриевич Еременко является членом союза кинематографистов и автором множества книг по истории кино. Ну и, конечно, очень большое значение имеет способность человека доходчиво и понятно объяснять материал. Не каждый профессионал своего дела обладает даром красноречия, умением научить другого, но у нас в киношколе с этим все в порядке.

— Каковы планы киношколы FILMKINO на ближайшее будущее и перспективу.

— Сейчас мы активно осваиваем онлайн-трансляции для регионов, потому что там настоящий информационный вакуум, как показывает мой семинар, когда люди едут специально за той самой инструкцией по съемке из ближайших городов и областей. Но теперь мы доступны везде, где есть интернет. Также у нас в скором времени заработает полноценный сайт. Ну, а где-то через год, думаю, мы будем готовы запустить программу «Кино на миллион» и вместе с нашими ребятами из мастер-группы, которые к тому времени натренируются на коротком метре, пройти непростой путь создания полнометражного фильма. Да, думаю через год у нас уже будет опыт и знания, которые мы сможем начать передавать, по крайней мере, все к тому идет.

Страница в контакте

Андрей Галицкий

Журналист. летописец. Имидж-позиционирование в и-нете. Делает клипы, веду группы, сайты. vk

Добавить комментарий