Интервью Натальи Булгаковой — арт-менеджера, руководитель проекта «Кургальский пленэр».
Проект «Кургальский пленэр»
Общественная ценность проекта
Основная цель моего пленэрского проекта, как бы он ни назывался (изначально и дважды «Кургальский пленэр» — обратить творческий потенциал художников разного уровня и возраста к воспеванию Отечества, показать малоизвестные широкой публике уникальные географические, этнографические и исторические уголки родной земли. Кургальский и Сойкинский полуостров полностью отвечают этой цели. Здесь находятся Кургальский заказник, места локального проживания малых народов (водь, ижора и др.), места, связанные с православными святынями и Великой Отечественной войной.
Сопутствующая цель — предоставить условия для создания новых работ и раздвинуть рамки закрытых художественных проектов, которые, хотя и немногочисленные, существуют в настоящее время. Открытость Кургальского пленэра – принципиальный подход в сложившейся ситуации. Каждый художник, независимо от его профессионального уровня и возраста, может принять участие в проекте. В который раз убеждаюсь в справедливости такого подхода, потому как бесконечный негатив, сопровождающий закрытые пленэры, неполезен, как арт-проекту, так и структуре окружающего мира и искусства.
Места проведения пленэра – Кургальский полуостров, Сойкинский полуостров, порт «Усть-Луга».
Всего в проекте приняли участие 13 пленэристов и пленэристок от опытных профессионалов до любителей разных возрастов. В 2012 году художники работали в Кургальском заказнике в течение августа (4 недели). В 2013 году – в течение 10 дней в июле.
Было создано около 150 работ в различной технике (масло на холсте и картоне, акварель, пастель, тушь). Несколько работ были приобретены непосредственно в месте создания местными жителями. Прошли четыре полноценные выставки проекта только в Петербурге и области, не считаю региональных проектов участников.
Художественный руководитель — маэстро Сергей Опульс, фанатично преданный пленэрской работе, который всегда задает рабочий ритм и уровень отдачи для всех.
— Наташа, если у человека в душе нет любви?.. Человек ли он? Можно ли жить без любви? Стоит ли?
— Я давно уже не берусь определить, что у человека в душе, и в каком количестве. Определенно, это не видно ни с первого раза, ни со второго. Конечно, бывают исключения, но только с теми людьми, которые предназначены. Каждый знает, что такие люди и встречи есть, происходят с каждым. Тогда, конечно, знаешь, что там в душе у него, хотя не знаешь, в каком количестве. Насчет любви, мне кажется, все просто. Любовь есть у каждого в душе, потому что это и есть божественная искра (Бог есть любовь, кажется так). Поэтому люди и живут, хотя со стороны может быть и не видно, что там за любовь и сколько ее. Проявлений любви — бесконечное множество, от самой маленькой к ничтожному, с точки зрения наблюдателей, объекту, до самой героической. Так, по-украински, например, «кохати» можно только девушку, а «любити» только Родину. В русском языке используется один глагол со многими вариантами количества и качества. Вспомните чеховских героев, героев других литературных времен — каждый из них имел в душе любовь. Как можно оценить, та она, или не та? Таким образом, все люди имеют любовь в душе, каждому стоит жить свою жизнь, поддерживать божественную искру изо всех сил.
— Можно ли творить — без любви?
— Соответственно, раз без любви не живется, то и не творится, это понятно. Творчество — рождение того, чего не было, без любви невозможно.
— Всегда ли очарование ведет к разочарованию? В жизни? В чужом творчестве?
— Очарование или начальная фаза проявлений любви необходимо, это такой специальный наркоз и одновременно энергетик, чтобы начался процесс зарождения нового. Разочарование — это бытовой уровень восприятия жизни, на который каждый может свалиться, никто не застрахован от этого, еще и по нескольку раз в день… Если человек пытается понять глубинные процессы, не просто верить, а знать, что происходит, то очарование никуда не денется, а будет самопроизвольно возникать снова и снова.
Другое дело, что количественно, возможно, очарование не будет достаточно для решительных шагов, для действия. Разочароваться в жизни нельзя при условии работающего ума, разочароваться в человеке так же глупо, как и в жизни. Чужое творчество, которым очаровываешься, может войти в твою жизнь, как его неотъемлемая часть, стать одним с тобой. Либо твоя натура изменится, и чужой мир станет снова чужим для тебя. В этом нет ничего негативного. Ритм, колебания, изменения — естественны.
— С какого очарования началась твоя связь с миром искусства? И к чему же оно тебя привело?
— Мир визуального искусства, если быть точнее, стал мне близок через любимого человека, который, полностью соответствуя моему жесткому представлению о роли мужчины, открыл мне новый мир. Безусловно, в детстве и юности у меня был определенный интерес к искусству, но без должного градуса очарованности. То есть почва была подготовлена всей предыдущей жизнью. Это я поняла, когда начала активно заниматься проектами в области визуального искусства, искусства живописи. Все навыки прежних профессий, абсолютно все, пригодились не единожды.
— Расскажи про пленэры, организацией которых ты занимаешься…
— От организации индивидуальных проектов художника Сергея Опульса, от выставочных, аукционных и пленэрских я подросла до организации проектов для других художников и любителей искусства. Пленэры для групп я делала два года подряд.
В этом году я была занята индивидуальными проектами Сергея Опульса. Он был на пленэре в Норвегии, сейчас находится на международном пленэре мастеров пейзажной живописи в Коломне, в планах еще Белоруссия, приграничный с Польшей район, полный неописуемых замков. Честно говоря, я занята поисками финансирования проектов, и медленно, но верно, оно вырастает. На следующий год, надеюсь, я смогу предложить художникам нечто привлекательное.
— Ты — не только служительница и помощница — ты сама яркая творческая индивидуальность… Чем сейчас горит твое сердце?..
— Для меня самым главным творчеством является организация жизненных процессов вокруг меня. То есть сама ткань жизни, не создание новых объектов, а формирование потока, если можно так выразиться. Это невероятно увлекательно, захватывающе и возможно только в состоянии полного очарования!
Конечно, бывает, что устаешь от собственных ошибок, теряешь силы на плач и стенания (а также проклятия всем, кто во всем виноват!), но это состояние проходит, очарование, которое вызывает зуд трансформации реальности, остается, однако. Мне кажется, зудит уже по чему-то более форматному, «планов громадье» меня привлекает. Еще я думаю, что уже время писать роман, но пока не знаю, зачем и как…
— Присущи ли тебе «угрызения совести», если ты занимаешься собой, а не своим героем?
— Да, меня постоянно грызет мысль, что время уходит на ерунду, как, впрочем, и моего героя тоже такая мысль посещает регулярно, если он не занят живописью. Самое главное — мне безумно скучно «заниматься собой», я даже не представляю, как это делается. Думала, думала над этим, потому что в разных психокнигах и семинарах личностного роста, особенно для женщин, очень рекомендуется этим самым заниматься (вариант — «жить для себя, любить себя»). В конце концов, в скайп-беседе с подругой и партнером по норвежскому пленэру, женщиной исключительной силы очарования во всех смыслах, сформулировала свою позицию относительно этого феномена психопопуляризации. Я «занимаюсь собой», когда я формирую мир вокруг себя так, как хочу. Такое занятие собой очень даже по кайфу, остальные — нет. Она меня, кстати, поддержала.
— Я думаю, что нельзя «заниматься собой», находясь рядом с гением… И вообще, рядом с Мужчиной…
— В настоящий момент мы счастливым образом занимаемся каждый своим, и Гений, и я. Вполне сочетается. Поскольку Мужчина в моем представлении как раз и есть Гений, который открыл женщине новый мир, пустил ее туда, объяснил, показал, провел, но не на поводке, она же не собака! И отпустил ее туда, чтобы новый мир стал ее миром. Таким образом, очень комфортно в моем понимании заниматься собой рядом с Мужчиной. То есть, это и есть самое естественное положение дел для женщины. Если только, конечно, рядом Мужчина, а не мелочная тетка базарного типа, хотя и мужского пола.
— Говорят, что если мужчина делает для женщины все, значит, он ее любит. Если женщина делает все для мужчины — значит, она его… мать. Что думаешь об этом?
— Этот вопрос чрезвычайно трудный. Здесь понятия не определены. Что значит, все делает? Все, что она хочет или все, что он считает нужным (то есть хочет)? И та, и другая вариация со стороны мужчины весьма нездоровы. Нужен компромиссный вариант просто помощи и поддержки во всем, что требует помощи и поддержки, как с детьми. Мне кажется, это достаточно просто и для мужчины, и для женщины понять, когда необходимо и то, и другое. Другое дело, возможны преувеличения или преуменьшения. Но если анализировать и размышлять, проникаться с любовью и очарованием существования другого, то можно определить нужный уровень и градус. Опять же, если женщина помогает и поддерживает Мужчину в его Деле, то все правильно.
— Можешь ли ты позволить себе быть слабой?
— Конечно, каждый человек и сильный, и слабый в разных своих проявлениях. Так и я, слабая очень даже часто.
— В чем, по-твоему, главная женская сила?.. Лично твоя — сила?.
— Главная женская сила — в терпении (читай: выдержка, самообладание, дальновидность, нацеленность на результат, понимание главного…) Терпеливых мужчин я лично встречала очень редко. У меня две силы — терпение у меня ангельского типа, а еще энергия вечного двигателя, который иногда забывает о своей вечности… Тогда нужно опять очароваться, и все запустится по-новой.
Стих про собаку из моей молодости
Сон о любви
«Я иду по улице
Пустынно и холодно.
Навстречу мне — собака,
Смотрит в глаза:
— Ты не возьмешь меня к себе?
— Нет у меня дома,
Некуда взять тебя…
— Мне не нужно много места,
Где-нибудь в ногах?
— Нет у меня денег,
Нечем кормить тебя…
— Возьми меня,
Я много не съем.
— Не знаю, кто я
и куда иду,
нечего обещать тебе…
Она смотрит мне в глаза,
Не возьмешь ли ты меня к себе?
Я знаю — это женщина,
И где-то там, в небесах,
Она счастлива со мной».