Заметки на полях. Пока свежи впечатления

Как только я взяла в руки книгу Анастасии Мурзич «Театр Романа Виктюка. Из точки в вечность», мною овладели чувства, схожие с теми, что описаны в главе «Юлия» — я внутренне как-то взъерошилась, мое нутро восстало: «А почему, собственно?!»

Анастасия Мурзич молода, театральный стаж, стало быть, невелик, многие спектакли уже давно не идут, почем ей все это знать?! И что ее связывает с Виктюком, может, она, родственница хотя бы?

Фотографии в статью предоставлены из архива Театра Романа Виктюка

Ладно, потихоньку шерсть улеглась, читаю дальше про… Про поклонниц.

Владимир Зайцев: Почему «Служанки» так необходимы зрителю? Этот вопрос было бы разумнее задавать тем людям, членам негласного фан-клуба, существующего в каждом городе. Нам сообщили: «Ваш спектакль посещает восемьдесят процентов одних и тех же зрителей». А мы это поняли, когда стали выходить на сцену с цветами и приходить за кулисы одни и те же особи женского пола. Потом они плавно переходили в другие театры, на другие спектакли, где мы играли. У меня в театре Вахтангова была одна постоянная зрительница, нормальная… Ну что греха таить, приходится делить фанок на нормальных и ненормальных. Есть ненормальные, которые неадекватно настроены на этот спектакль. Уж я не знаю, что они в нас находят, наверное, что-то свое. Мы таких естественно отметаем. А есть нормальные, весьма разумные, которым нравимся не мы, а то, что мы делаем.

Согласна с Владимиром Зайцевым — есть нормальные и ненормальные… Себя, естественно, отношу к первым! Даже «Письмо незнакомки» (С. Андреевой) для меня ненормально. Читать неудобно, хочется отвернуться, закрыть глаза и уши… Мне никогда не приходило в голову чего-то ждать от любимого актера или режиссера, смотреть преданными собачьими глазами на него, ловя слово или взгляд, обращенный к тебе. Это слишком! Бррр! Надо уважать его личное пространство и уважать себя. А главное, следует помнить, что таких у каждого из них толпы! Максимум, что считаю допустимым — это подарить цветы после спектакля в знак уважения и благодарности. Похоже, и им это нравится. Хотя Виктюк частенько передает свои букеты кому-то.

На страничке Дмитрия Бозина общаются поклонницы, каждое фото сопровождается восторгами, ахами и охами, пишут стихи, кто во что горазд. Прочитала даже вот такое:

Дмитрий-парень хоть куда!
С ним неведома беда!
С ним печали не видать
С Димой — просто благодать!
Он за девушек горой,
По призванию — герой!
Он защитник и храбрец
В каждом деле просто спец!

Не удержалась и написала, что больше походит Дяде Степе-милиционеру!

galina-m-01

Во многих интервью, приведенных в первой части книги, сквозит то ли какая-то обида на Виктюка, то ли зависть к нынешним актерам, то ли сожаление о былом, утраченном успехе старых «Служанок». Неужели и нынешние актеры через время посмотрят на это по-другому?! Хотя это логично…

Когда первый раз смотрела «Служанки», был шок. Через десять-пятнадцать минут после начала я точно знала, что приду еще, а, может, и не раз. После спектакля осталось ощущение, что он задел нечто, что находится примерно между сонной артерией и солнечным сплетением. Не выше и не ниже. Конечно, я пришла еще и еще раз, каждый разоткрывая что-то новое.

Кстати, меня волнует вопрос: нужно ли приходить на спектакль подготовленным или не обязательно? Я считаю, что нужно! Во-первых, чтобы не было разочарования, что не туда попал. Не прочитав пьесу, сложно разобраться в таком действе. Противоположный аргумент: не будет интриги в сюжете. Интересно мнение других людей.

Читаю о Мужском театре…

Фархад Махмудов: Что значит «Мужской Театр»? Наш Театр и так достаточно мужской. Но отрицать женщину в театре глупо. У нас есть женщины, это факт. Есть прекрасная актриса — Катя Карпушина, есть потрясающая актриса — Люда Погорелова. Есть и другие…

Мужской театр?.. Не слышала эту версию раньше. Что-то пугающее в этом… Хотя?.. Он и так почти мужской. Да, актрисам здесь нелегко, почти вся слава достается не им. Мне нравится Людмила Погорелова, очень яркая, эмоциональная. А ее монологи?.. Проникают до самой глубины души, до мурашек! А как же спектакль «Последняя любовь Дон Жуана»? Без актрис никак.

Наверное, Роман Виктюк хотел бы видеть в зале больше мужчин, а там в основном женщины, в лучшем случае с мужьями или иными какими спутниками. Порой хочется стать незаметнее, чтобы не разочаровывать Мастера, возникает ощущение, что попала на чужой праздник жизни. А если будет Мужской театр, да еще, может, закрытый, что же нам делать?!

Рогатка. Оба героя боялись признаться или поверить в свои чувства. Это не просто любовь, это единение душ и общность мыслей, интересов, воспоминаний. Ведь так важно, чтобы было о чем говорить… Или молчать. По большому счету, это спектакль об отношениях вообще. Вполне могла бы быть аналогичная ситуация, если бы на месте Антона была юная девушка. Но тогда это был бы обычный сюжет, а так — тайна, вибрация, намек.

Вообще, я считаю, что Виктюк очень деликатно обыгрывает в спектаклях тему отношений между мужчинами. Как будто опасается нападок или просто боится кого-то задеть или обидеть случайной нетактичностью. Можно даже не понять всю глубину спектакля «Последняя любовь Дон Жуана», если не прочитать пьесу Э. Э. Шмитта. Только намеки, легкие акценты, трепет души…

Еще очень импонирует то, что главный акцент всех спектаклей не на плотской любви, а на духовности. Остальное деликатно опускается. Во всяком случае, я это так вижу и воспринимаю.

Жаль, что многие спектакли не удалось посмотреть. Но, благодаря книге «Театр Романа Виктюка. Из точки в вечность», можно хотя бы составить общее впечатление о старых спектаклях. Это своего рода дайджест.

Ирина Апексимова: Все гениальное просто. Я ведь никогда не лукавила, когда говорила, что за всю мою, достаточно опытную жизнь в театре, я лучше режиссера, чем Виктюк не встречала. Я абсолютно чиста в этом. Не смотря на то, что он со мной очень мало работал, в отличие от Ефремова и всех остальных режиссеров, поработавших со мной во МХАТе. Круче режиссера я в своей жизни не встречала. Потому что присутствует невероятное доверие…

Интересно читать интервью Ирины Апексимовой — тех времен, когда она еще не знала, что станет директором театра.

Читаю дальше…

«Фердинандо». Дана. Палатка № 6… Я смеялась до слез! Ох, повеселили! Разрядили атмосферу! Как все можно интерпретировать! Даже Виктюк посмеялся бы, наверное. Мне кажется, у него все хорошо с чувством юмора. С удовольствием бы посмотрела этот спектакль, и «Элеонору».

Мне очень нравится пластика на сцене, особенно мужская. Хореографические спектакли появились и в театре им. Пушкина, в театре им. Ермоловой и других. Мужской балет не видела, к сожалению. А сейчас он уже не существует. Очень жаль!

О, вот она, «Философия в будуаре»! Может, я сейчас, прочитав главу, пойму ее суть. Пока я не вижу никакого смысла ни в произведении (я его начала читать, но не закончила, пробежавшись «по диагонали»), ни в спектакле — именно поэтому его не смотрела. Да, сложно. Читаешь книгу, как плывешь по реке: где-то по течению, красота и умиротворение, где-то препятствия, где-то остановки для «подумать и осмыслить», где-то просто получаешь удовольствие, находя схожие мысли. И тут вдруг — бурлящий поток, трудно преодолимый порог, чуть ли не против течения!

Но… Глава преодолена… После прочтения я утвердилась в мнении, что «Философия» могла быть интересна давно, в те времена, когда подобные темы были под запретом, либо это для очень молодых людей, которым «нельзя, а очень хочется» подглядеть, узнать, подслушать. Ну, или для людей с патологиями и специалистам, занимающимся этими патологиями. Я надеялась, что какой-то глубинный смысл все же кроется где-то. Красота зла, например. Не увидела я никакого зла. Там же нет насилия, все по доброй воле. Просто есть категория людей, которым нравится такое времяпрепровождение. Прочитав главу, я поняла, что правильно, что не посмотрела этот спектакль. И мое восторженное отношение к Мастеру (о, ужас!) пошатнулось (о, крамола!)! Я не приемлю насилие над личностью в очень широком смысле, в том числе и в отношении себя. Я не хочу заставлять себя смотреть и читать то, что не хочу. В моей жизни было уже достаточно отрицательных эмоций (аккуратно говоря), чтобы по доброй воле смотреть еще и такое.

И вот, кстати, к вопросу о подготовленности зрителя. Многие уходят. Если бы они поинтересовались заранее о чем это, то, может, и не пришли бы. Думаю, что актерам не очень приятно наблюдать уходящих зрителей. А Виктюк?.. Смею предположить, что сейчас он не поставил бы такой спектакль. Но отказаться от него он не может, как нельзя отказаться от своего дитя, пусть хоть оно родилось и уродом. Возможно, я и ошибаюсь, не настаиваю!

А еще, в связи с этим, задумалась о судьбе актера. Должен ли он соглашаться играть то, что ему претит по моральным принципам, например? Или если откажешься раз, то больше и ролей не получишь? Или отношение к тебе изменится? Или придется уйти? Сложно все это… Очень зависимая профессия!

galina-m-02

«Антонио фон Эльба»! Любимый спектакль! (Ну ладно, один из любимых). Я могу смотреть его с любого места. Однажды, когда мне было плохо, грустно и одиноко, я вспомнила о нем — и мне это реально помогло! Правда-правда, было такое, спектакль примирил меня с действительностью, я ожила.

Но как Образцова согласилась участвовать в этом спектакле? Это счастье, что согласилась, что получился такой откровенный, пронзительный спектакль. Монолог Антонио отсекает все возможные нападки и сплетни. Человек волен жить, как он хочет, любить, кого хочет, быть, с кем хочет. И не надо думать, что будет потом… Надо жить сегодня, сейчас! Быть счастливым хоть месяц, хоть день, кому сколько отведено.

Мне очень нравится мыль о том, что лучше сделать и пожалеть, чем жалеть, что не сделал. Амалия умом понимает, что ему нужна другая, но сердце рвется к нему. И какой финал! Все привыкли к фразам типа «если ты меня разлюбишь, я умру», «если не придешь — застрелюсь!». И Он так сказал, и застрелился. Хотелось закричать: «Подожди!» Объяснить причину, но поздно… Жаль, жаль, жаль, что спектакль больше не идет!

Дальше… Три спектакля объединены общей темой «комедия». Но они совсем разные.

«Путаны» оставили легкое и приятное впечатление. Но тема не нова, была обыграна не раз в кино- и театральных постановках. «Давай займемся сексом» — тоска смертная. Миллион раз повторенное название бесцветным голосом Катерины Карпушиной и другими актерами. Единственное положительное воспоминание: роль Олега Исаева. Только из-за него досидели до конца. Только он оживлял действие, которое никак на комедию не тянет! Но мы (мы ходим в Театр Виктюка с подругой) решили, что это просто «не наша» тема.

К слову, однажды услышала интервью с Владимиром Меньшовым, он говорил, что некоторые его знакомые спрашивают, как он мог сняться в «Ночном дозоре»?! Это же… не достойно его! А он отвечал примерно следующее: «А зачем вы это смотрите? Этот фильм вообще не для вас, это для молодежи, для определенной целевой аудитории, для тех, кому интересна фантастика и подобные темы!» Полностью с ним согласна! Вот и «Давай займемся сексом» не для меня. Кстати, Виктюка на поклонах не было. По-моему, это очень редкий случай. Может, это о чем-то говорит?..

«Мою жену зовут Морис». Вот это настоящая комедия и по теме и по настроению! Все персонажи здоровы и веселы, по словам Дмитрия Бозина. Вижу, верю, убедилась! А поцелуй в конце был такой энергетической силы, что способен возбудить все живое и воспламенить потухшее! Вспоминаю с удовольствием, посмотрела бы еще раз.

Дмитрий Бозин: Наш поцелуй с Дзюбой в конце спектакля! Ну, было! Но при чем же здесь болезнь?! Они были здоровы! Персонажи очень активные по сути своей. Судя потому, какая у него была жена, и какая у него была любовница, парень Дзюбы был не промах. При такой гиперактивности, он в своей фантазии втюрился еще и в моего Мориса. А тот — тоже! Потому что у него с фантазией тоже порядок, очень богатое воображение. Это просто — до кучи. Это от здоровья! А не от болезни! Это совершенно разные вещи.

galina-m-07

Очень интересна история спектакля «Саломея». Кто бы мог подумать, что есть такие артисты в Сербии! «Саломея» Виктюка — идеал стиля. Я читала биографию Оскара Уайльда, его «Тюремную исповедь» и другие произведения, и мне кажется, что спектакль сделан идеально. Эти две параллели — великолепный ход. К сожалению, не видела Александра Дзюбу в роли Иоканаана. А роль Роберта Росса очень мала для такого персонажа. Вот кто действительно умеет любить, безоглядно, всю жизнь, без оговорок. Это любовь не для себя (Мне плохо без тебя, Я не смогу без тебя жить), а для Него. Ведь через всю жизнь он пронес это чувство, даже когда Оскару было не до него, даже когда Оскар не помнил о нем, Росс всегда следил за его жизнью, думал о нем, хотел чтобы Оскар был счастлив. Какая там ревность?! Об этом и речи не шло, он переживал все глубоко в себе. Вот это самопожертвование! Если знать эту историю, то можно увидеть скрытые чувства и порывы у Ивана Никульчи. Интересно, он именно это играл или мне так показалось?

Потрясли интервью с актерами, особенно с Николаем Добрыниным. Как же надо доверять человеку, чтобы так обнажить душу, чтобы так откровенно рассказать о своих чувствах, работе, отношениях…

Николай Добрынин: «Саломея» — это спектакль о жертвенной любви. За все в жизни надо платить. Может, репетиции «Саломеи» просто совпали с моим сложным жизненным периодом. Я знал, как играть боль, как играть страдание. Меня это касалось. И мне не важно, каким Ирод был злюкой. Исторический Ирод мне совершенно неинтересен. Зло играть я не люблю, поскольку его легче всего играть. Другое дело — показать трагедию зла, через понимание, через боль. Самый несовершенный человек может быть добрым, но только злой человек знает, что его сделало злым.

Ирод ведь тоже приносит себя в жертву. Он не может остановиться, он должен сгореть в пламени любви, если пошло говорить. Лучше один раз крови испить, да? Это страшно, на самом деле. На сцене хорошо — в жизни очень больно. Я вот так сгорал — сгорал, сгорал — сгорал и сгорел.

Я время от времени решаю для себя вопрос, какой спектакль считать визитной карточкой — «Служанки» или «Саломею». Ну, например для того, чтобы рекомендовать кому-нибудь для первого знакомства с театром. И вот сейчас думаю, что все же, пожалуй, Саломея!

galina-m-10

Вообще, меня не раз посещала мысль: то, что играют актеры и то, что видят зрители — часто совершенно разные истории. И читая книгу «Театр Виктюка. Из точки в вечность», снова утверждаюсь в этой мысли. Ведь тут многое зависит от стольких разных составляющих! И от опыта, жизненного багажа, возраста, образования и образованности, от подготовленности, от настроения, наконец! Мы видим то, что видим — в силу этих разных причин, нам никто ничего не объясняет, не разжевывает и не вкладывает в рот.

Режиссер требует от актеров то-то и то-то, в соответствии со своим видением. Да еще и каждый актер что-то свое вкладывает в роль. Мне кажется, что процентов 30-40 только, а может и меньше, видят то, что имел в виду режиссер. На заре моей молодости один знакомый дал мне почитать книгу Апдайка «Кентавр», а потом спросил о впечатлении. Когда я ему сказала, что книга оставила тягостное ощущение, все в серых тонах и какая-то безысходность, он ужасно удивился и переспросил, об одной ли и той же книге мы говорим, потому что то, что он мне давал читать — это очень легкая и даже смешная история. Была еще одна схожая история. Когда я прочитала книгу Фаулза «Волхв», она мне так понравилась, было столько мыслей, которые бродили в голове, жили во мне неосознанно, а тут нашелся человек, который облек все это в слова! Я ее просто полюбила, сжилась с ней. Мне надо было ее сдавать в библиотеку, а я буквально не могла расстаться с ней, мне было жалко. И вот, спустя несколько лет, когда уже появились электронные книги, я решила скачать ее и почитать. Но… дальше первых двух страниц не пошло, не могла заставить себя. Так и отложила. Хотя до сих пор считаю «Волхва» величайшим произведением!

Продолжать?.. О «Мастере и Маргарите», Дмитрий Бозин — о Воланде и Сталине. Читаю: «Что мы говорим? Что слышат люди? То, что хотел сказать Виктюк, и то, что услышали люди, — это совершенно разные вещи». Почти дословно то, что я несколько часов назад написала. Мистика…

galina-m-04

Почему же уходят спектакли из репертуара?

Из книги мы узнали, что незаменимых людей у Виктюка нет. Ну допустим, Образцову и Фрейндлих заменить некем. Но, может, они могли бы раз в два-три месяца играть один спектакль. Как «Путаны» — играют, но очень редко. А «Заводной апельсин» или «Пробуждение весны» многие из актеров упоминают, как знаковые спектакли в своем творчестве. Почему не идут? Сейчас неактуально? Уже — не Театр Виктюка?

Что же это тогда такое — Театр Виктюка?..

Много разных версий высказали люди театра. Мне лично ближе версия, что, в первую очередь, это завораживающая картинка, стиль, эстетика. Но в то же время, это не мишура и блестящая обертка, а, как правило, глубокий смысл каждого спектакля. Не сомневаюсь, что многие идут смотреть и на красоту человеческого тела, в том числе.

То, что лицо театра — это Дмитрий Бозин очевидно всем, кроме него самого. И это не только потому, что он красив и имеет почти все главные роли, но и потому, что, по-моему, он наиболее близок к Виктюку по восприятию и ощущению мира, по тому, что они говорят на одном языке. Конечно, истина в последней инстанции в данном вопросе — сам Виктюк. Я смотрела спектакли Дмиртрия и читала его стихи, интервью, выступления, личный сайт, наконец. Там столько всего! Это такая глыба! такое обилие и глубина мыслей, размышлений, ассоциаций, которые в полной мере постичь невозможно! Бозин — это целая планета, Галактика, Космос… Непостижимый мужчина, живущий среди нас. Есть слабая надежда, что он все-таки несколько приукрашивает, преувеличивает образы, которыми оперирует. Что на нем и его выступлениях отражается его актерская сущность. Все-таки хотелось бы, чтобы он был более земной, более близкий нам, обычным земным людям, любящим этот театр. А то он космический совсем…

galina-m-05

Вот и правда жизни! Оказывается Виктюк не такой уж идеальный! И люди на него могут обижаться и осуждать за что-то. Я очень плохо отношусь к грубости и мату, но вот слова Николая Добрынина очень понравились и я ему поверила: «Виктюк матерится изящно, его мат словно бальзам на ухо». Он же творческий человек, и матерится, видно, не как сапожник, а как художник! Но, пожалуй, нельзя быть хорошим всегда и для всех, иначе получится богадельня, а не театр, и не будет такого результата, какой есть сейчас! Кто-то с раздражением говорит о том, что он царит, играет на репетициях, кому-то это нравится, а кто-то воспринимает как данность. В любом случае, интересно было бы посмотреть на этот процесс. Вот например, фильм-спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», мне интересно было посмотреть и с этой точки зрения тоже.

Александр Зуев: Роман Виктюк — сам по себе зрелище. Он актер, который играет в то, что он ставит спектакль. И самое большое наслаждение он получает, играя и заставляя играть разные роли всех остальных. Поэтому его жизнь — сплошная репетиция!

Мне очень понравилось, что книга получилась такая многоплановая, многоликая, но объединенная общими героинями, просто как разговор о театре. Анастасия Мурзич дала слово многим людям, которые высказали самые разные мнения, разные точки зрения по самым разным аспектам. Порой звучали нелицеприятные для Виктюка вещи! Как же он все это одобрил?! А то зачастую бывает, что когда пишут статьи, герои получаются ангелоподобные до слащавости. Я — за справедливость и правду жизни! И еще спасибо автору за то, что она познакомила нас с людьми театра, которых мы не видим, но без которых невозможно существование театра!

Я достаточно часто для среднестатистического москвича хожу в театр, раза три в месяц. Так вот, ни в одном театре после спектакля я не видела столько цветов, сколько дарят артистам в нашем театре! У Театра Виктюка очень благодарные и верные зрители! А это, по-моему, тоже многое говорит о театре.

Пора издавать новую книгу «Театр Виктюка. Новейшая история»! Каждый год 28 октября я хожу на премьеру, на новый спектакль. Какие-то более удачные, какие-то менее… Но все равно это достойно внимания и очень интересно. Есть о чем писать еще и еще… И вот, наконец, монолог Виктюка!

galina-m-08

Роман Виктюк: Самое сложное — это Путь к себе! Познать себя! Это творческий огонь, который дан каждому из нас. И этот огонь творчества должен быть и в экономике, и в том, как преподают, и даже в том, как билеты продают. И если нет этого творческого огня, ты ничего не сделаешь.

И никто не поможет, и никто не научит. Я лично никого не учу! Я все делаю наоборот. Мои студенты, которые приходят учиться, будущие и артисты, и режиссеры, они сразу попадают в ситуацию для них непонятную. Потому что там, где сидит профессор, я заставляю сидеть их, а сам сажусь на их место, на место учеников. Я им говорю: «Я ничему вас не учу — все зависит только от вас, вы должны только слушать и слышать! И не столько меня, сколько себя!» Все! Замечательно. Нет необходимости регулировать или что-то делать за них, я только прихожу, мы обсуждаем. И идут они дальше. Сложнейшие получаются произведения! Это они все сами!

Сильно, из души сказал! Такое впечатление, что все это время, пока читалась книга, он стоял в сторонке и просто слушал все споры, которые велись, мнения, которые высказывались на страницах книги, не пытаясь вмешаться, что-то объяснить, уточнить, опровергнуть, внести какие-то коррективы… И опять Анастасия Мурзич оказалась права в этом!

Теперь хочется пересмотреть уже виденные спектакли — другими глазами, немного под другим углом зрения, может быть, обращая внимание на какие-то нюансы. Спасибо за книгу, за эмоции и знания, которые я получила благодаря Анастасии Мурзич!

Творчество Анастасии Мурзич, книга «Из точки в вечность» и многое другое.

Добавить комментарий